ПАЛЛАДИО АНДРЕА - Страница 3

Как ни красивы и внушительны ренессансные палаццо и храмы, как ни блистательна деятельность зодчих Высокого Возрождения (Браманте и Палладио), архитектура в эту эпоху переставала быть дирижером оркестра искусств. Произошло некое перемещение акцентов. Живопись, завоевав собственное иллюзорное пространство, встала на путь независимости от архитектуры. Она еще оставалась по преимуществу монументальной, т.е. связанной со стеной, но теперь она уже диктует архитектуре свою волю. Архитектура начинает сама подражать изобразительным искусствам, жертвуя своей конструктивностью, можно сказать, своей тектонической правдивостью. В зодчестве Высокого Возрождения декоративно-изобразительные тенденции, получившие начало уже в творчестве Брунеллески, развиваются в полной мере: появляется архитектура, «не выстроенная, а изображенная на стене», по выражению архитектора А. Бурова. Преобладает забота о красоте фасада независимо от действительной тектоники. При этом фасад профилируется все более сочно, богато, все более выступающими формами, создающими живописную светотеневую игру, а в постройках венецианского архитектора Якопо Сансовину стена превращается в сплошную архитектурную декорацию. Если виллы Палладио в целом объединяет впечатление гармонии и умиротворенности форм, то в его церквах главное – динамика форм, иногда – взволнованная патетика. Поздние общественные постройки Палладио некоторыми своими чертами (тяготением к масштабности форм, триумфальностью) близки архитектуре барокко. Строительство Лоджии дель Капитаньо (1571 г.), расположенной напротив Базилики в Виченце, совпало с победой венецианцев над турками в битве при Лепанто и потому не случайно своей композицией она напоминает римскую триумфальную арку (в рельефах боковых фасадов изображены взятые у турок трофеи). Мощные полуколонны коринфского ордера, объединяющие два этажа, подчеркивают патетический ритм всего здания. Палладио оставил не только большое архитектурное, но и литературное наследие: «Римские древности» – своеобразный путеводитель по римским руинам, изученным самим Палладио, 1554 г.; комментарии с рисунками к Витрувию, изданные Даниэле Барбаро, 1556 г.; «Четыре книги об архитектуре», 1570 г.; работа по исследованию фасада Сан-Петронио в Болонье, 1574 г. и др., которое сделало классический язык архитектуры общедоступным и универсальным, сыграло исключительную роль в развитии архитектурных идей барокко и классицизма в XVII и XVIII вв. (Иниго Джонс, Кристофер Рен, лорд Берлингтон, Уильям Кент – в Англии, Винченцо Скамоцци – в Италии, Джакомо Кваренги – в России, Томас Джефферсон – США и т. д.). Последователи мастера образовали целое направление в европейской архитектуре, получившее название палладианства, обращение к которому остается актуальным в архитектуре до настоящего времени. Вместе с сыновьями Палладио подготовил новый перевод «Записок о Галльской войне» Цезаря (1574 г.).



 
PR-CY.ru