ПИЗАНО АНДРЕА

ПИЗАНО АНДРЕА (около 1290 – 1348 гг.) – итальянский архитектор и скульптор, уроженец Пизы. Настоящее имя Андреа да Понтедера. Возглавлял большую мастерскую и оказал существенное влияние на флорентийскую скульптуру XIV – начала XV в., в частности, на ранние работы Гиберти. Создавший ряд крупных скульптур, Андреа Пизано был, в первую очередь, выдающимся мастером рельефа. В его произведениях сочетаются готические черты и влияние Джотто. Первая дошедшая до нас работа Андреа Пизано – рельефы и орнаментальный декор бронзовых дверей флорентийского баптистерия (1330–1336 гг.). Сцены из жизни Иоанна Крестителя на бронзовых дверях этого баптистерия, а также рельефы, украсившие цоколь колокольни флорентийского собора в 1337–1343 гг. (ныне – музей собора Опера дель Дуомо), отличаются лаконичностью построения, ясностью и выразительностью рассказа, однако лишены глубины и драматизма Джотто. Пизано несколько смягчает его суровый стиль. Фигуры Андреа Пизано приобретают готический изгиб, линии становятся плавными и текучими. Решение его декора стало классическим для итальянского искусства этого времени. Недаром композицию дверей, украсивших южный портал баптистерия, повторил в 1404–1424 гг. Лоренцо Гиберти в северных дверях баптистерия. От несколько тяжеловесного и аморфного скульптурного декора, характерного для украшения церковных врат в XIII–XIV вв., двери флорентийского баптистерия отличает органическое сочетание великолепия, нарядности и строгой упорядоченности. Поверхность дверей разбита на 28 больших квадратов, 20 из которых посвящены истории Иоанна Крестителя, а 8 – христианским добродетелям. Как и другие итальянские мастера, Андреа Пизано использует некоторые элементы готической стилистики. И в то же время в них есть ясное, классическое начало. Сдержанность эмоций, величие образов, плавность движений и очертаний фигур сочетаются в них с богатством пластики, энергией лепки форм. Таков, в частности, один из лучших рельефов этих дверей – Встреча Девы Марии и Елизаветы. Большие шестиугольные рельефы колокольни флорентийского собора объединяет общая программа, посвященная круговороту человеческой деятельности – ремеслам, свободным и механическим искусствам, покровительствующим человеческой деятельности планетам и добродетелям. Лапидарность языка, плавность и обобщенность контуров, энергия форм сочетается в них с жизненной достоверностью деталей и эпическим началом: в Ткачестве рядом с ткацким станком предстают две величественные женщины, в Пахоте рвутся из упряжки могучие волы. Превосходный мастер рельефа, умевший придать ясность и читаемость даже небольшим, находящимся достаточно далеко от зрителя композициям, Андреа Пизано не менее удачно работал и в круглой скульптуре. Одна из лучших его работ в этом жанре – мраморная статуя Мадонны с Младенцем (1340 гг., Орвието, Музей собора), в которой женственная мягкость облика, естественность позы, плавность очертаний сочетаются с богатством пластического решения.

 
PR-CY.ru