ПИЗАНО НИККОЛО - Страница 2

Все это праздничное многообразие форм и цветов в облике кафедры подчиняется сияющей белизне мрамора шести больших рельефов, образующих парапет, их образной насыщенности и величавости стиля. Рельефы «Благовещение», «Рождество Христа» и «Поклонение пастухов» открывают повествовательный цикл, завершающийся «Распятием». Общее решение этого рельефа, плотно заполненного, как и другие рельефы кафедры, человеческими фигурами, характерный рисунок складок свидетельствуют о том, что Никколо Пизано внимательно изучал не только работы, но и технологию античных мастеров. В то же время величественный облик, сдержанная возвышенность и величавое достоинство персонажей «Благовещения», благоговейность, с которой склоняются над Младенцем омывающие его женщины, или преклоняют колена перед Девой Марией волхвы, выдают иное качество духовности и озарения, нежели в античном искусстве. Этот оттенок духовной озаренности определяет и облик стоящих в углах трехлопастных арок аллегорических фигур – в том числе и самой известной из них – аллегории Силы, предстающей в облике обнаженного Геркулеса. Конечно, многое в работах Никколо Пизано еще тяготеет к искусству Средневековья. В них еще сохраняются многочисленные аллегории и символы, нередко в одной композиции соединяются разновременные эпизоды, отсутствует чувство пространства, фигуры разномасштабны и неправильны по пропорциям. С другой стороны, подражание позднеримским памятникам накладывает на его произведения отпечаток известной холодности, в них мало непосредственных наблюдений и чувств. И все же значение реформы Никколо Пизано в итальянской скульптуре огромно. Впервые здесь возникают живые полнокровные образы, впервые вырабатывается художественный язык, в котором заложены основы для дальнейшего развития реалистического искусства. За кафедрой пизанского баптистерия последовала кафедра собора в Сиене (1265–1268 гг.), над которой Никколо Пизано работал со своими помощниками – сыном Джованни Пизано и Арнольфо ди Камбио. Язык мастера здесь становится уже более экспрессивным и динамичным, что, по-видимому, связано с достаточно активным участием в работе над кафедрой сына мастера – Джованни. Здесь влияние античности в значительной мере вытеснено воздействием готики. Эта эволюция художника закономерна, но его реформа оказалась преждевременной, его начинания не имели непосредственного продолжения в итальянской скульптуре. Исключение составляет лишь творчество вышедшего из мастерской Никколо Пизано крупного скульптора и архитектора Арнольфо ди Камбио (около 1240 – около 1310 гг.), работавшего в Риме и Флоренции. От Карла Анжуйского Никколо Пизано получил заказ на создание и скульптурное оформление фонтана в Перудже. Над этим так называемым Большим фонтаном, украшавшим площадь перед Дворцом приоров, он работал вместе с сыном Джованни и Арнольфо ди Камбио. Это – одно из самых величественных и эффектных сооружений того времени. Фонтаны в Италии не имели ничего общего с фонтанами с бьющими вверх и в стороны струями воды, появившимися в Европе в более позднее время. В средневековом городе фонтаны больше соответствовали итальянскому слову fonte – источник: струя воды подводилась по керамическим трубам к отверстию в вертикальной плите, а оттуда стекала в небольшой четырехугольный каменный водоем, куда нередко пригоняли на водопой скот. Замысел Большого фонтана в Перудже, разработанный Никколо Пизано и его помощниками, поражает своей грандиозностью. Он состоит из двух огромных многоугольных бассейнов – чаш, находящихся на разном уровне – нижнего, украшенного многочисленными рельефами, и как бы вырастающего из него второго, несколько меньшего по размерам бассейна той же конфигурации, окруженного многочисленными аллегорическими фигурами. Из этого второго бассейна поднимается колонна, поддерживающая небольшую верхнюю чашу с фигурой ангела. В своем теперешнем виде это эффектное и сложное сооружение не сохранило первоначальный облик, т.к. подвергалось многочисленным переделкам, в результате которых некоторые скульптуры и рельефы оказались «лишними» и ныне находятся в Национальном музее Перуджи. В результате этих реконструкций была, видимо, искажена идея ансамбля. В наши дни трудно установить, какие именно рельефы и статуи персонифицируют провинции Италии, «Добродетели» и другие понятия. Столь же сложно отделить работы самого Никколо Пизано от статуй и рельефов, сделанных его помощниками Арнольфо ди Камбио и Джованни Пизано. По-видимому, растянувшаяся на несколько лет работа над Большим фонтаном завершила творческий путь мастера.



 
PR-CY.ru