ПИЗАНО Джованни - Страница 2

Вслед за отцом Джованни Пизано обращался и к такому излюбленному в его время архитектурно-скульптурному ансамблю, как церковная кафедра. В кафедре церкви Сант Андреа в Пистойе (1300–1301 гг.) Джованни Пизано, сохраняя композиционные принципы пизанской кафедры своего отца – шестигранник, украшенный рельефами, трехлопастные арки с фигурами пророков и сивилл, мраморных львов, на которых опираются три из шести колонн, поддерживающих кафедру, наделяет скульптурные элементы кафедры напряженностью пластической энергии и силой эмоций. Величественные фигуры сивилл на углах кафедры изображены в сложных, динамических позах, окутаны водопадом тяжелых, ломающихся складок. Как бы сгибается под тяжестью коленопреклоненный атлант, рельефы кафедры плотно заполняют переплетающиеся фигуры («Страшный Суд»), полны ярости рычащие львы, терзающие добычу, на которые опираются три из шести колонн кафедры. Экспрессия пластического языка, драматическая патетика еще в большей мере свойственна более поздней кафедре собора в Пизе (1302–1310 гг.). С именем Джованни Пизано связано несколько статуй Мадонны с Младенцем. Одна из самых ранних создана мастером для фасада баптистерия в Пизе (1284 г., ныне – Пиза, Кампосанто). Строгость и величие облика Мадонны, торжественность ритма крупных ниспадающих складок, монументальное начало уже соединяются здесь с необычным мотивом – пристальным, выразительным взглядом, которым обмениваются Мать и Дитя. В более поздних работах мастера: «Мадонне с Младенцем» из капеллы дель Арена, расписанной Джотто (около 1304–1306 гг., Падуя), и прелестной «Мадонне делла Чинтола» (около 1312 г., Прато, собор, капелла дела Чинтола) во взглядах, которыми обмениваются Мария и маленький Христос, – нежность и доверие, в статуе из Прато ребенок нежно касается головы матери. В этих статуях художник создает глубоко человечный образ. Угловатость и резкость движений, создающие впечатление взволнованного порыва, сочетаются здесь с пластичностью формы, чувством материальности и телесности. Именно это становится характерным для последователей мастера. Большинство из них вступает на путь прямого подражания готическим, преимущественно французским, образцам и заимствования декоративных форм поздней готики. Все это приводит к постепенному оттеснению на второй план проторенессансных тенденций в итальянской скульптуре середины и второй половины XIV в. К числу самых примечательных работ Джованни Пизано относится сохранившийся до наших дней фрагмент надгробия Маргариты Брабантской (около 1312 г., Генуя, палаццо Бьянко). В образе встающей из мертвых молодой женщины есть некое триумфальное начало, ее волевое, прекрасное лицо полно волнения, стремительным движением пронизано сильное, обрисованное плотно прилегающей одеждой тело. В этой последней работе Джованни Пизано в гораздо большей степени, чем его современники, предвосхищает стиль и дух ренессансной скульптуры.



 
PR-CY.ru