ПИЗАНО Джованни

ПИЗАНО Джованни (около 1245 – после 1317 гг.) – итальянский скульптор, сын Никколо Пизано (около 1220 — между 1278 и 1284 гг.), один из ведущих мастеров так называемой «эпохи Данте и Джотто», главный проводник влияния готики в скульптуре Италии. Вплоть до смерти своего отца Джованни работал в его мастерской, участвовал в создании скульптурного декора кафедры в соборе Сиены (1265–1268 гг.) и Большого фонтана в Перудже (1278 г.), однако резко порвал с антикизирующим стилем его искусства, а после смерти отца возглавил собственную мастерскую. Работал в Пизе (1280–1290 и 1302–1310 гг.), Сиене (1280–1290 гг.), Пистойе (1300–1301 гг.), Падуе (1302–1306 гг.) и других городах Италии. На смену спокойному эпическому повествованию Никколо в работах Джованни приходят взволнованность и страстность. При сопоставлении исполненных им в 1298–1301 гг. рельефов кафедры церкви Сант Андера в Пистойе с рельефами пизанской кафедры Никколо сразу же бросается в глаза уменьшение масштабов фигур, беспокойный ритм их движений, экспрессивность жестов и мимики. Но было бы неверно рассматривать Джованни Пизано как простого подражателя готики. В его творчестве готическое влияние сплетается с живым чувством реальности и глубоким интересом к человеку. Не подражая готическим образцам и не увлекаясь внешними приемами готической стилизации, Джованни творчески использовал готику – она помогла ему достигнуть психологической выразительности и драматизма. Творческий путь Джованни Пизано совпадает с драматическим и сложным периодом истории Италии, ожесточенной борьбой за власть в итальянских городах – сначала между представителями дворянства (гибеллинами) и горожанами (гвельфами), а затем и между расколовшимися на две партии гвельфами. Во Флоренции эта борьба завершилась изгнанием из города в 1302 г. великого Данте Алигьери и его сторонников. Джованни Пизано, так же как и его великий современник Данте, особенно остро ощутил драматический пафос этой новой эпохи, чуждый его предшественникам – Никколо Пизано и Арнольфо ди Камбио. Этим, видимо, и объясняется его интерес к готике, уже проникшей в то время в Италию, особенно в её северные регионы. Одной из первых замечательных работ Джованни Пизано является цикл монументальных, частично неоконченных скульптур, выполненный им вместе с помощниками для фасада собора в Сиене в 1280–1290 гг. (ныне – Сиена, Музей собора). Нарочито угловатые, изображенные в сложных, напряженных позах, задрапированные одеяниями с глубокими, ломающимися под острыми углами складками, пронизанные резким, иногда почти неистовым движением, они полны драматического пафоса и одухотворенности. Пластической мощью и патетикой наделены и выполненные Джованни Пизано с помощниками полуфигуры пророков для пизанского баптистерия (1280–1290 гг., Пиза, баптистерий).

 



 
PR-CY.ru