ПЕРУДЖИНО Пьетро

ПЕРУДЖИНО Пьетро, собственно Пьетро Вануччи (1446–1524 гг.) – знаменитый итальянский живописец, главный мастер умбрийской школы, учитель великого Рафаэля. Родился в Читта-делла-Пьеве в 35 км от Перуджии, умер от чумы в Кастелло-Фонтиньяно, близ Перуджии. Художественное образование получил в Перуджии, но под чьим именно руководством – неизвестно; с некоторой вероятностью исследователи предполагают, что его учителем был местный живописец Бенедетто Буонфильи. Вначале Перуджино держался направления староумбрийской живописи, но, попав во Флоренцию, усовершенствовал свой стиль через изучение тамошних мастеров. Вазари говорит, что он учился здесь у Андреа дель Верроккьо, хотя в его работах нисколько не отражается влияние этого художника. Ранние произведения Перуджино – фрески, исполненные в 1475 г. в большой зале городской ратуши Перуджии и в 1478 г. в одной из капелл Черквето (в настоящее время не существуют). В 1481 г., будучи уже известным мастером, в числе лучших художников Италии был приглашён папой Сикстом IV (1471–1484 гг.) в Рим для участия в работах над декорированием Сикстинской капеллы Ватиканского дворца. Здесь им были написаны «Вознесение Богоматери на небо», «Младенец-Моисей, найденный дочерью фараона», «Рождество Христово», «Крещение Господне» и «Вручение ключей апостолу Петру». Из этих фресок уцелели только две последние, первые же три папа Павел III (1534–1549 гг.) приказал уничтожить для того, чтобы освободить место для картины Микеланджело «Страшный Суд». Занимаясь в Сикстинской капелле, Перуджино нередко отлучался во Флоренцию, где завел свою главную мастерскую. Затем он усердно трудился то в этом городе, то в Перуджии, то в других местах Италии, куда его приглашали как одного из искуснейших живописцев того времени. Свои первые станковые картины, каковы, например, небольшая «Мадонна» Лондонской национальной галереи и круглая «Мадонна с четырьмя ангелами» Луврского музея в Париже, он писал темперой и только с 1494 г., побывав в Венеции, стал работать масляными красками. Лучшими произведениями Перуджино исследователи считают те, что были им созданы до 1500 г. Они полны своеобразного религиозно-мечтательного настроения, в высшей степени проникнуты неподдельным и глубоким чувством благочестия, отличаются силой выражения благородных, необыкновенно привлекательных фигур и теплым, энергичным колоритом. К числу таких произведений принадлежат картины «Снятие с креста» (находится в галерее Питти во Флоренции), «Богоматерь на троне», написанная для перуджийской ратуши (теперь в Ватиканском музее), «Воскресение Христово» (там же), «Мадонна во славе» (в Болонской пинакотеке) и «Вознесение» (в Лионском музее), фреска «Распятие» в церкви Санта-Мариа-Маддалена-деи-Пацци во Флоренции и стенная и плафонная живопись в Меняльной палате (Sala del cambio) в Перуджии, представляющая собой соединение религиозных сюжетов с аллегорическими изображениями и орнаментом. Одна из самых известных картин Перуджино – «Оплакивание Христа». Этим шедеврам искусства уступают в достоинстве следовавшие за ними работы: «Взятие Богородицы на небо», написанное для монастыря Валломброзы (ныне во Флорентийской академия художеств), «Обручение Богоматери» для перуджийского собора (ныне в Каннском музее во Франции), «Битва Любви с Непорочностью» (в Луврском музее) и некоторые другие. Чем дальше, тем заметнее клонилось творчество Перуджино к упадку. Будучи завален заказами, знаменитый мастер стал относиться к ним менее серьезно, исполнял их с помощью своих учеников, так сказать, по однажды выработанному шаблону, вследствие чего в его произведениях последних лет жизни исследователи отмечают часто повторяющиеся, утратившие прежнюю искренность чувства, аффектированные в экспрессии, сухие и жеманные рисунки. Однако и среди таких произведений они указывают на некоторые весьма удачные, каковы, например, картины «Мучение св. Себастьяна», «Рождество Христово», «Крещение» и «Преображение» (в перуджийской пинакотеке) и фреска «Рождество Спасителя», перешедшая из церкви в Фонтиньяно в лондонский Соут-Кенсингтонский музей. В 1508 г. Перуджино снова работал в Ватикане, где им тогда был украшен живописью потолок «Комнаты Пожара» («Stanza del'Incendio»). После смерти своего ученика Рафаэля Перуджино завершил незаконченные им фрески в церкви Перуджии. Кроме Рафаэля, в школе Перуджино получили образование многие художники, из которых самыми значительными после «божественного» урбинца были Джованни ди-Пьетро, прозванный Ло-Спанья, Джанникола ди-Паоло, Эузебио ди-Сан-Джорджо и Джерино да-Пистойя.

 
PR-CY.ru