Словарь по христианству П ПАОЛО УЧЧЕЛЛО

ПАОЛО УЧЧЕЛЛО

ПАОЛО УЧЧЕЛЛО (около 1397–1475 гг.) – флорентийский живописец эпохи раннего Возрождения. Его настоящее имя Паоло ди Доно. Родился во Флоренции, умер там же, учился ювелирному делу у Лоренцо Гиберти и помогал ему при создании первых бронзовых дверей флорентийского баптистерия. Между 1425 и 1432 гг. Уччелло жил на севере Италии и работал над мозаикой для собора Сан Марко в Венеции. Его первым крупным датированным произведением был выполненный в технике фрески конный портрет английского кондотьера (главнокомандующего войском) сэра Джона Хоквуда (Джованни Акуто), написанный в 1436 г. в соборе Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. В отличие от первого из подобных произведений – фрески Симоне Мартини в сиенском Палаццо Публико, исполненный на столетие раньше, Паоло Уччелло не просто изображает проезжающего на коне кондотьера, но как бы имитирует конный памятник. Написанная монохромно, в лаконичной обобщенной форме, эта фреска по замыслу художника должна была как бы заменить собой скульптурный монумент. В его построении Уччелло умело использует незадолго до того открытую линейную перспективу, создавая впечатление, будто зритель смотрит на памятник несколько снизу вверх. Сходные качества обнаруживаются в цикле фресок «История Ноя» в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции. Скульптурная очерченность контуров в его композициях отражает влияние Донателло, которого он сопровождал в Падую в 1444 г. Паоло Уччелло известен также как автор первых в истории западноевропейского искусства монументальных батальных сцен. Известны три его батальные композиции с эпизодами битвы при Сан Романо, некогда украшавшие дворец Медичи, а ныне хранящиеся в Лувре, Уффици и Лондоне (около 1455 г.). Эти картины, заказанные Козимо Медичи в честь победоносной для флорентийцев схватки с сиенцами, являются наиболее значительными образцами стиля позднего творчества Уччелло. Наряду с известной архаичностью манеры в них парадоксальным образом обнаруживаются черты поздней готики и доходящее до чрезмерности увлечение перспективой и ракурсами. В них уже присутствует образ ренессансного героя, одним из первых создателей которого стал Уччелло. Совершенная геометрия форм переднего плана сменяется вдали очаровательным, не относящимся к сюжету фоном с яркими сказочными деталями. Не менее показательны в этом отношении и дошедшие в плохой сохранности фрески Уччелло в церкви Санта Мария Новелла, в которых мелкая, напоминающая миниатюру техника и обилие деталей сочетаются с интересом к изображению пространства и смелом решении ракурсов.

 
PR-CY.ru