Словарь по христианству П ПЕРФЕКЦИОНИЗМ

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ – христианское учение о возможности достижения человеком совершенства в земной жизни, а также убеждение в том, что совершенствование, как собственное, так и других людей, является той целью, к которой должен стремиться человек. Предполагается, что искомое совершенство включает, прежде всего, добродетели, а также развитие присущих человеку талантов и дарований. Как целостная антропологическая и сотериологическая (сотериология – раздел теологии и религиозной антропологии, рассматривающий способы обретения вечного блаженства в загробном мире) концепция перфекционизма возникает в Новое время в католицизме и протестантизме «второй волны», хотя сами его сторонники находили обоснование своей позиции еще у Отцов церкви. Представители перфекционизма иногда считают, что совершенствование человека является не только его нравственной задачей, но и смыслом человеческой истории. Элементы перфекционизма присутствуют в квиетизме, основа теологии которого – учение об абсолютном покое, безмятежном, пассивном существовании человеческой души (особенно у Ж.М. Гюйон), у ранних квакеров (религиозно-мистическое движение протестантского происхождения, возникшее среди английских диссентеров в середине XVII в.) и отдельных пиетистов (движение, возникшее как оппозиция на формализм лютеранского богословия и как антитеза рационализму и деизму), а также в мистицизме англиканина-нонконформиста У. Лоу, который в трактате «Настойчивый призыв к благочестию и святой жизни» (1729 г.) предложил строгую и всеобъемлющую систему практической аскезы. Однако наиболее последовательное развитие перфекционизм получает в уэслианско-методистской традиции. Согласно учению Дж. Уэсли, для человека возможно полностью освободиться от добровольного греха еще в земной жизни (так называемое полное освящение). Это состояние полного освящения даруется Святым Духом и обретается душой человека через акт веры, а потому происходит мгновенно. Но, в отличие от оправдания, христианское совершенство требует аскетических усилий в течение всей жизни, обратимо и (в соответствии с арминианской сотериологией) может быть утрачено (статья Уэсли «Христианское совершенство»). В XIX в. методистский перфекционизм получил дальнейшее развитие в теологии Движения святости в США и ряде других стран, а затем и Движения святости подвергались критике большинством протестантов, которые восприняли их как духовный самообман, недооценивающий всемогущество Бога и греховность человека. Неортодоксальные разновидности перфекционизма, часто основанные на дуалистическом мировоззрении, проповедовались рядом сект и групп (Братья свободного духа, рантеры), полагающих, что греха не существует. К сторонникам перфекционизма можно отнести Г.В. Лейбница, А.Э.К. Шефтсбери, М.А. Кондорсе, X. Вольфа, И. Канта и др. О совершенствовании человека говорят также концепции, развивающие идею сверхчеловека (Ф. Ницше, К. Маркс, В.И. Ленин, А. Гитлер и др.), однако при этом предлагаются такие средства для достижения данной цели, с которыми ортодоксальные перфекционисты никогда бы не согласились.

 
PR-CY.ru