ПЕРКИНС Уильям - Страница 2

В целом он заложил основы пуританского практического благочестия и специфической аскезы, существенно отличных от тех, которые сложились в континентальной Реформации, поскольку М. Лютер, а иногда и Ж. Кальвин считали, что уверенность в спасении следующим этапом обращения, достигаемым посредством тщательного самоисследования и покаяния, таким этапом, когда сомнения в своем спасении не только возможны, но и необходимы. Наиболее известен Перкинс как писатель-практик. Следуя за М. Буцером, он подчеркивал важность христианского опыта. Концепция обращения стала более понятна, чем во времена реформаторов. Именно начиная с Перкинса, проявляется интерес к «порядку спасения», т.е. естественной последовательности событий обращения и освящения. Это повлияло как на пиетизм (Шпенер), так и на евангельское движение (Дж. Уэсли). Вслед за интересом к личному опыту возник вопрос об уверенности: каким образом человек может быть уверен в том, что имеет истинное спасение в Иисусе Христе? Многие из пуритан в данном случае не услышали предостережения Кальвина: «Если посмотрите в самих себя, то суд неминуем». Они же начали побуждать людей искать уверенность внутри самих себя, в свидетельствах обращения. И в результате очень многие отчаянно и долго старались найти эту уверенность. В то время как Ж. Кальвин и М. Лютер считали уверенность частью спасающей веры, пуритане стремились отделить ее и сделать уверенность следующей ступенью опыта после обращения. Структура христианского духовного опыта была изложена Перкинсом в двух книгах – «Золотая цепь» и «Последовательность причин спасения и проклятия». В них духовное возрождение человека понимается не как одномоментный акт, а как процесс. И, например, даже обращение христианина разделяется на ряд сложных процессов, при которых духовное возрождение следует за сознанием греховности, но не завершает, а лишь начинает путь спасения. Широкую известность в Англии получили также работы Перкинса по догматике, сыгравшие значительную роль в формировании концепции ковенанта (ключевое понятие сотериологии, этики и социально-политической практики кальвинизма). Перкинс видел в Священном Писании целостную модель политической и экономической жизни, считал недопустимым вмешательство светской власти в вопросы вероучения. В гомилетике (прикладная богословская дисциплина, изучающая и разрабатывающая принципы христианского проповедничества) Перкинс ориентировался на стиль ветхозаветного пророчества в противовес англиканам, широко использовавших ренессансную риторику. Деятельность Перкинса оказала решающее влияние на крупнейших пуританских лидеров и теологов – Д. Коттона, Р. Болтона, Т. Гудвина и др.



 
PR-CY.ru