ПЕРКИНС Уильям

ПЕРКИНС Уильям (Perkins William; 1558–1602 гг.) – английский теолог и автор работ по протестантской аскетике, лидер умеренных пуритан. Родился в Марстон Джаббет, графство Уорвикшир. В 23 года окончил Колледж Христа в Кембридже с ученой степенью бакалавра теологии и философии и стал там преподавателем, занимая пост члена совета колледжа (до 1595 г.). В начале 1580-х гг. от жизни легкомысленной Перкинс обратился к серьезному благочестию и с 1584 г. стал священником церкви св. Андрея в Кембридже, где и служил до конца жизни. Находясь на этой должности, он оказывал огромнейшее влияние на поколения студентов, тем самым наложив отпечаток на все пуританское движение XVII в. как в Англии, так и среди английских поселенцев в Новой Англии (Северная Америка). Перкинс Уильям оставался членом Англиканской церкви отвергал сепаратизм (эту позицию он изложил в книге «Реформированный католик»). Он писал против римской церкви: «Под реформированным католиком я понимаю такого человека, который придерживается тех же самых необходимых принципов, что и римская церковь, однако отделяется и отвергает все заблуждения в доктринах, в которых вышеозначенная религия оказалась затронутой разложением». Перкинс является представителем умеренного крыла елизаветинского пуританизма. При этом он выражал очевидные симпатии к пресвитерианской теологии, что послужило поводом к неудовольствию со стороны руководства Кембриджского университета. В 1587 г. Перкинса вызвали к вице-канцлеру университета для ответа на обвинения, связанные с его проповедями. Его ответы показали, что он не вполне согласен с некоторыми аспектами «Книги общих молитв» (например, с коленопреклонением во время причастия), однако как законопослушный гражданин он сумел справиться со своими сомнениями. В 1580-х гг. некоторые пуритане попытались создать теневую пресвитерианскую организацию (со служителями и «старейшинами-мирянами», объединенными в пресвитерии) наряду с существующей системой власти епископов. Перкинс, по всей видимости, с симпатией относился к пресвитерианству, однако был достаточно осторожен и не высказывал своего мнения открыто. Единственно, против чего он настойчиво возражал, так это против отделения от существующей церкви. В это время правительство стало оказывать давление на пуритан. Перкинс считал, что есть вопросы гораздо более важные, чем литургия или церковное управление. Он разделял желание пуритан провести более глубокую реформу, но стремился провести ее через углубление личной духовности и пастырского попечения, а не с помощью законодательных актов. Взгляды Перкинса широко распространились среди пуритан, так как они (пуритане) вынуждены были признать свою неспособность изменить условия «Елизаветинского соглашения». Посвятив себя пастырскому попечению и углублению духовности, они оказали огромное влияние на общество, духовные и политические последствия которого оказались весьма примечательными как для Англии и Нового Света, так и для всего мира в целом. В 1595 г. Перкинс принял участие в критике взглядов Арминия в Кембридже, поскольку писал и богословские труды, в особенности о предопределении. Именно по вопросу о предопределении разгорелся спор в Кембридже, где распространились взгляды Арминия. Архиепископ Уитгифт (Whitgift), непоколебимый противник пуритан, одобрил «Девять ламбетских статей», в которых изложена строго кальвинистская доктрина о предопределении. Перкинс также написал в защиту этой доктрины, основываясь, на учении Дортского синода. В результате этих споров в англиканстве на некоторое время стало преобладающим кальвинистское учение о предопределении, которое Перкинс считал условием подлинной церковной дисциплины.

 



 
PR-CY.ru