ПЕРЕКРЕЩЕНЦЫ - Страница 3

На севере – в Нидерландах и Нижней Германии – анабаптистское движение, напротив, оказалось более радикальным, следуя апокалиптическому учению Мельхиора Хоффмана, объявившего о скором Втором пришествии Христа и Страшном Суде. Гонения и казни приводили перекрещенцев к ожиданию скорого наступления на земле тысячелетнего царства Христова. Особенно напряженными эти хилиастические чаяния сделались около 1530 г., когда несколько пророков предсказывали скорую кончину мира. Особенно остро это учение выразилось в Нидерландах и Нижней Германии, где Мельхиор Хоффман распространял свое учение. Объявив себя пророком Илией, он предвещал Второе пришествие Христа в 1533 г., а Страсбург, по его мнению, должен был стать Новым Иерусалимом. Прибыв туда, Хоффман был арестован и заключен в тюрьму, где и умер. Под влиянием его взглядов образовалось движение мельхиоритов (иногда называемые гоффманитами), которые строго следовали хилиастическим взглядам. Из числа последних особенно выдвинулся гарлемский булочник Ян Матис, назвавший себя пророком Енохом и выславший двенадцать апостолов на проповедь. Поднявшееся в Мюнстере социальное движение привело к революции. Ян Матис (Матисен) прибыл в Мюнстер, совместно с Иоанном Лейденским, и возглавил движение. В городе было организовано теократическое государство, в основе которого лежали коммунистические принципы общности имущества и социального равенства. Мюнстерский епископ несколько раз пытался занять город, однако католическо-протестантская коалиция смогла взять город максимум в осаду. Даже несмотря на осаду послы от Матиса могли пробираться в другие города и распространять его воззвания. Во время одной из вылазок Матис был убит, и руководство движением перешло к Иоанну Лейденскому. Возглавив мюнстерских мельхиоритов, Лейденский в скором времени объявил себя царем и ввел многоженство. Согласно некоторым источникам, в Мюнстерской коммуне также была введена общность жен. Однако ряд исследователей выражают сомнение в том, что данный факт имел место в действительности, относя его, скорее, к пропагандистской деятельности, направленной против анабаптистов. В то же время Менно Симонс, еще будучи католическим священником, навестив Мюнстер, высказал свое осуждение практике многоженства и идее обобщения жен, которую, по его словам, высказывали некоторые из лидеров Мюнстерской коммуны. Отличительной особенностью Мюнстерской коммуны также являлась необычная для других анабаптистов сосредоточенность на Ветхом Завете. Голод и эпидемия ослабили защиту городских стен Мюнстера, и 24 июня 1535 г. он был взят объединенными католическо-протестантскими войсками под руководством мюнстерского епископа. Многие адепты учения были казнены. Руководители (Иоанн Лейденский, бургомистр города Бернд Книппердоллинг) были обезглавлены, а их тела помещены в клетках на башне церкви св. Ламберта. Подавление происшедшего в том же году восстания в Амстердаме, в ходе которого погибло около 30 тыс. человек, а затем и восстания в Генте в 1539–1540 гг., привели к окончательному ослаблению радикального крыла в анабаптизме. Хотя и после того находились верующие в скорое наступление тысячелетнего царства Христа, но агрессивный период перекрещенства закончился. В Нидерландах и Нижней Германии возобладали пацифистские идеи Гребеля и Марпека. Менно Симонс, перейдя в анабаптизм, возглавил движение в Нидерландах, открыто осуждая войну и ношение оружия. В скором времени из-за гонений большая часть анабаптистов эмигрировала с континента в Англию, где они изменили свое название на меннонитов, по имени Симонса. Часть под руководством самого Симонса переселились в Данию, где им было дозволено жить. Основываемые ими общины мало-помалу теряли политический характер и осуждали только войну и ношение оружия. См. также Анабаптисты.



 
PR-CY.ru