ПЕРЕКРЕЩЕНЦЫ

ПЕРЕКРЕЩЕНЦЫ (т.е. «вновь крещеные») – такое название от своих противников получили участники радикального религиозного движения эпохи Реформации (XVI в.) в Германии, Швейцарии, Нидерландах. Сами они предпочитали называть себя Täufer (т.е. крещенные, крещенцы), подчеркивая тем самым крещение как сознательный выбор. Движение было крайне неоднородным и варьировалось от близости к общепризнанной протестантской традиции Магистерской Реформации и даже католицизма у одних представителей, до весьма странных, порой радикально-сектантских проявлений у других. Проблема неоднородности усугубляется тем, что перекрещенцами нередко называют все группы, составлявшие движение Радикальной Реформации (анабаптистов, спиритуалистов, социниан и др.), хотя историки, особенно в последнее время, предпочитают их различать. Основным признаком движения стал призыв к повторному крещению в сознательном возрасте. Представители радикальной части перекрещенцев (многие из которых придерживались коммунистической идеи общности имущества, а некоторые – и общности женщин) приняли участие в Крестьянской войне в 1524–1525 гг., образовали Мюнстерскую коммуну 1534–1535 гг., и, в конце концов, были уничтожены. Другая часть, занимала более умеренные позиции, придерживалась пацифизма (Гребель, Симонс, Марпек), или даже сотрудничала с местными властями (Губмайер), сохранилась до настоящего времени в форме общин меннонитов. Идеи умеренных перекрещенцев оказали влияние на формирование общин английских баптистов в Нидерландах в XVI в. Точное время появления движения перекрещенцев определить сложно. Причина этому – несколько мест одновременного появления взглядов, впоследствии названных анабаптизмом. По мнению историков, существует насколько независимых мест зарождения идей перекрещенцев: Швейцария, Австрия, Рейнская область и Нидерланды. Ряд источников называет началом движения выступление в Саксонии так называемых пророков Цвиккау. Суконщик из Цвиккау Николаус Шторх, знавший хорошо Священное Писание и, по мнению слушателей, озаренный наитием Святого Духа, вместе с Марком Штюбнером, бывшим студентом Виттенбергского университета, стал проповедовать новое учение, имевшее значительный успех. Позже лидирующее место в радикальном движении занял священник Томас Мюнцер, бывший в то время одним из соратников М. Лютера. Он придал движению значительный социальный оттенок. Однако историки, в большинстве своем, предпочитают относить цвиккауское движение к общей категории Радикальной Реформации, т.к. по целому ряду признаков (в особенности из-за отсутствия основного пункта учения анабаптистов – принятие крещения в сознательном возрасте) возникают сложности в его идеологическом объединении с анабаптизмом. Хотя определенный уровень влияния пророков из Цвиккау и Мюнцера на анабаптистское движение в целом – несомненен. Началом же самого перекрещенского (анабаптистского) движения считается Реформация в Швейцарии. Точнее, непосредственным моментом появления анабаптистского движения, зародившегося в цвинглианстве, считается 1525 г., ставший годом окончательного разрыва между Цвингли и его бывшими соратниками Конрадом Гребелем, Георгом Блауроком, Михаелем Саттлером, Феликсом Манцом и их последователями. Поддерживая вначале критику Цвингли, направленную против нерешительности М. Лютера в реформировании церкви, они позже направили эту же критику против самого Цвингли. Возглавил движение Швейцарских братьев (как они сами себя назвали) Конрад Гребель, сын влиятельного члена городского совета Цюриха и один из руководителей богословской школы, открытой Цвингли в Цолликоне, вблизи Цюриха.

 



 
PR-CY.ru