Словарь по христианству П ПЕКИНСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ

ПЕКИНСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ

ПЕКИНСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ – Российская Духовная Миссия в Китае. Учреждена в 1713 г. Святейшим Синодом Русской православной церкви. Ее задачами первоначально являлись, кроме пастырского окормления православных в Пекине, научная деятельность и осуществление дипломатических функций. Когда в 1685 г. Албазинская крепость сдалась китайским войскам, 45 русских человек, вместе с женщинами детьми, изъявили желание принять китайское подданство. Они увлекли с собой и священника Максима Леонтьева. После прибытия в Пекин они были включены в особую роту восьмизнаменного войска, поселены в самом Пекине и для отправления богослужения получили небольшую буддийскую кумирню, которую переделали в православную часовню. Из-за преклонного возраста священника Максима как он сам, так и его прихожане неоднократно обращались через начальников приходивших в Пекин торговых караванов к тобольскому митрополиту и к Святейшему Синоду с просьбой о присылке нового священника. В 1698 г. думный дьяк Виниус писал из Тобольска Петру I за границу, что в Пекине построена русская церковь и что многие китайцы крестились, и Петр задумал отправить в Пекин целую духовную миссию. 18 июня 1700 г. он издал указ, обеспечивший будущность православной миссии в Пекине, в котором предписывал начинать поиски людей, подходящих для миссионерской деятельности в Китае. Когда в следующем году после смерти священника Максима албазинцы вновь затронули вопрос о присылке к ним пастыря, в Китай было направлено прошение о возможности проповеди там русской миссии. В то время император Канси отправлял к калмыкам в прикаспийские степи посольство с позволения российских властей, почему и отнесся к прошению благосклонно, но только указал, чтобы с миссией был отправлен в Китай лекарь, искусный в лечении наружных болезней. Резолюция Канси была немедленно доложена Петру I, который повелел митрополиту Иоанну Тобольскому подобрать для миссии достойных людей. По распоряжению митрополита начальником миссии был определен архимандрит Иларион (Лежайский), малоросс, родом из Чернигова, воспитанник Киевской Духовной академии. В 1713 г. Святейший Синод Русской православной церкви учредил Российскую Духовную Миссию в Китае. В том же году митрополит Иоанн утвердил архимандрита Илариона (Лежайского) в начальники первой Пекинской духовной миссии. С ним отправились священник Лаврентий (вероятно, он был в Пекине в сане диакона в 1696 г. при освящении Никольской часовни в Храм Св. Софии) и диакон Филимон (его биография неизвестна). К ним было присоединено семь церковников, вероятно, из учеников тобольской славяно-русской школы, открытой митрополитом Филофеем в 1704 г. Первая православная миссия из России прибыла в Пекин только в 1715 г. и была принята с особенным почетом и вниманием. Богдыхан зачислил ее членов в высшие сословия государства: архимандрита пожаловал мандарином 5-й степени, священника с диаконом – мандаринами 7-й степени, а учеников причислил к сословию солдат. Всем членам миссии были отведены казенные квартиры возле албазинской церкви и, вероятно, участки земли, а также временное денежное пособие; сверх того от трибунала было определено производить им ежемесячное жалованье. К довершению благоволения богдыхан дал некоторым из церковников жен, крещеных ими, а изучивших китайский и маньчжурский языки пристроил к трибуналу внешних сношений для перевода грамот, получавшихся от российского сената и посылавшихся в сенат китайской коллегией иностранных дел. Пекинская духовная миссия обычно состояла из архимандрита (назначение епископа встретило отпор со стороны китайского правительства), двух иеромонахов, одного иеродиакона и доктора; прочие – причетники и ученики.

 



 
PR-CY.ru