ПЕВЧИЕ - Страница 2

Численный состав хора патриарших певчих дьяков и поддьяков при первых патриархах был гораздо меньше, чем при патриархах последующих, во второй половине XVII в. Так, при патриархе Филарете (1619–1633 гг.) считалось только 29 дьяков и поддьяков, а при последних патриархах (1692–1698 гг.) их было уже 50. Собственно певчие дьяки, всегда почти в числе 10-ти человек, разделялись на две статьи или станицы, по 5-ти человек в каждой. Патриаршие певчие поддьяки разделялись на 6 станиц, также большей частью по 5-ти человек в каждой. Нередко к ним присоединялась еще 7-я станица, состоявшая из новоприбывших малых поддьяков. Все певчие дьяки и поддьяки по возрасту разделялись на больших (или возрастных) и малых (или недоростков). Возрастным певчим дьякам и поддьякам дозволялось вступать в брак. Патриаршие певцы при исполнении богослужебного пения первенствовали перед хорами митрополитов, архиепископов и епископов, всегда занимая правый клирос, а митрополичьи и прочие епархиальные певцы сравнивались в правах с причетниками приходских церквей. Православная церковь для исполнения богослужебного пения всегда имела особых певцов при каждой епископской кафедре и при каждом соборном или приходском храме. Эти певцы принадлежали к сословию церковнослужителей и поставлялись иерархической властью, от которой и находились в зависимости. Патриаршие певчие дьяки имели права монастырских казначеев, а поддьяки – права старцев всех монастырей. Патриаршие певчие дьяки и поддьяки в совершенстве знали самый употребительный и старый в русской церкви знаменный или столповый распев, а также большое и малое демественное пение. Им известно было также пение трехстрочное, а со второй половины XVII в. – греческий (больший и малый) распев. Патриаршие певчие дьяки и поддьяки жили в патриарших слободах, на земле, принадлежавшей патриаршему дому. В середине XVII в. было велено у патриарха слободы взять совсем; тогда патриарх (около 1670 г.) купил землю для певческих дворов у князя Голицына. На этой земле певчие дьяки и поддьяки патриарха построили свои (вероятно, деревянные) дворы. В 1684 г. помещение певчих оказалось тесным, и потому патриарх указал к певческой земле прирезать от соседней огородной земли Троицкого монастыря. Через 6 лет патриарх Иоаким (1674–1690 гг.) решился заменить деревянное жилище певчих каменным строением и указал под их жилье вновь прирезать от огородной земли Троицкого монастыря. Все съестные припасы для стола певчих отпускались с житного патриаршего двора (до 400 четвертей ржи, столько же четвертей овса). Из патриаршей казны производилось патриаршим певчим дьякам и поддьякам также денежное жалованье. Например, в 1626 и 1627 гг. патриаршая казна выдала 186 руб. 5 коп. на 29 человек, в 1698 г. – 309 руб. 50 коп. на 50 человек. Кроме того, патриаршие певчие дьяки и поддьяки получали славленные, служебные, пошлинные, милостынные или наградные деньги. В праздник Рождества Христова патриарх, вместе с певчими, во время благовеста к литургии ходил славить Христа в хоромы царя. Когда в 1690 г. присылка славленного от архиереев и приезд начальников монастырей (плативших славленые деньги певчим дьякам и поддьякам) в Москву к празднику Рождества Христова прекратились, патриарх Иоаким установил роспись славленым рождественским деньгам, взимавшимся с архиерейских кафедр и монастырей. Расписание славленых денег было утверждено царским указом в 1703 г. Другим источником денежных доходов для патриарших певчих дьяков и поддьяков служило пение в храмах, куда приглашали на служение самого патриарха. Немало они получали также «милостынных», т.е. наградных денег. Пошлинные деньги собирались патриаршими певчими дьяками и поддьяками с московских приходских церквей и со ставленников в патриаршей области. Поставляемый в диакона платил певчим дьякам пятьдесят 4 коп., поставляемый во священника – 91 коп. Этот доход патриарших певчих дьяков и поддьяков совершенно прекратился в 1751 г., когда все храмы бывшей патриаршей области были причислены к епархиям, среди которых находились. Часть патриаршей области, оставшаяся в ведении московской епархии, также не доставляла никаких денег бывшему патриаршему хору, жившему еще в Москве в полном составе: в московской епархии были учреждены в то время свои певчие.



 
PR-CY.ru