ПЕВЧИЕ

ПЕВЧИЕ – певцы, участвовавшие в хорах, преимущественно церковных. Различались придворные певчие – состоящие при Придворной Певческой Капелле и синодальные певчие – состоящие при Синодальном училище пения. Кроме этих певцов, в период с XV (XVI) до начала XVIII вв. существовали еще особые отдельные хоры певчих, состоявшие при особах царя и патриарха – так называемые государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки и поддьяки. На исходе XVII в. в Москве, кроме придворного и синодального хоров, было немало хоров и частных. Хоры певчих состояли почти при каждой особе царской фамилии, при каждом русском иерархе, постоянно или временно проживавшем в Москве. Летописи упоминают о хорах певчих царевны Софии Алексеевны (1682–1689 гг.), императрицы Екатерины I (1725–1727 гг.), митрополитов рязанского, новгородского и др. Установленные около середины XVIII в. штаты певческих хоров не повлияли на число хоров. Кроме штатных певцов, в хорах имелись и сверхштатные. При учреждении новых епископских кафедр при ней всегда полагался также и новый штат певчих. Певчие штаты были копией со штатов государева придворного хора. В каждом штате полагался уставщик и 3 станицы певчих. Число певчих в каждом штате было различным, в зависимости от иерархической важности епархиальных епископов, монастырей и соборов. Рассадником придворных певчих и вообще образованных регентов в России служила находящаяся в ведении Императорского двора придворная певческая капелла в Санкт-Петербурге. Во главе капеллы стояли управляющий и его помощник. Придворной капелле принадлежала санкция духовно-музыкальных пьес, предназначенных для исполнения в православных церквах, и вообще наблюдение за правильной постановкой церковного пения в России, в том числе наблюдение за архиерейскими и полковыми хорами, хором Исаакиевского собора и пр. При капелле имелись общеобразовательные классы (программа которых была приноровлена к программе 6-классных реальных училищ), регентские классы и постоянный ученический оркестр, дающий публичные концерты в здании капеллы. Малолетние певчие, спавшие с голоса, обучались в инструментальном классе при капелле и предназначались для комплектования придворно-музыкантского хора. Капелла дала русскому искусству многих известных артистов и музыкальных деятелей. Придворные певчие предназначались исключительно для церковных служб в Высочайшем присутствии. Они разделялись на больших и малых. Хор капеллы состоял из 36-ти больших певчих, двух уставщиков и 50-ти штатных певчих малолетних. Придворные певчие пользовались правами государственной службы. Большие певчие, за выслугу 10-ти лет, прямо производились в чин XII класса (без испытания), а в более низкие чины, но не далее IX, – на основании общих правил. Уволенные по болезни от службы из придворной певческой капеллы прежде истечения 10-летнего срока получали чин XIV класса после прослужения 6-ти лет. Уволенные за спадением с голоса малолетние певчие награждались чином XII класса по выслуге 10-ти лет и чином губернского регистратора, если прослужили менее 10-ти лет. Придворным певчим присваивалось особое одеяние. Другим хорам (митрополичьим, архиерейским и полковым) также присваивалась особая форма одеяния. При патриаршем служении певчие дьяки и поддьяки патриарха облачались в стихари золотые, серебряные, белые или черные. В обыкновенное, неслужебное время одежда патриарших певчих дьяков и поддьяков ничем не отличалась от одежды современных диаконов. Патриаршие певчие дьяки получали сукна или от царя (причастные, милостынные), или от русских епископов, во время поставления их в епископский сан, когда, согласно обычаю, новопоставляемый покрывал сукном некоторые места в соборе: это сукно оставлялось затем в пользу патриарших дьяков и поддьяков. Обязанность патриарших певчих дьяков и поддьяков состояла в исполнении церковного пения при патриаршем служении; только в московском большом Успенском соборе вместе с ними иногда пели соборные священники, или даже одни последние. Нередко патриаршие певчие дьяки пели при столе или во дворе царя и при доме самого патриарха.

 



 
PR-CY.ru