ПАШКОВЦЫ - Страница 2

В 1878 г. церковной власти было поручено увещевать Пашкова и его единомышленников оставить свое заблуждение и вернуться в лоно православной церкви. Лишенный возможности действовать в Санкт-Петербурге, В.А. Пашков перенес свою проповедь во внутренние губернии, где были расположены его многочисленные имения, главными образом, – в село Крекшино Звенигородского уезда Московской губернии. В других местностях работали его приверженцы (например, граф и графиня Бобринские в Богородицке Тульской губернии). В 1883 г. Пашков вернулся в Санкт-Петербург и в апреле 1884 г. провел вместе с графом Модестом Корфом съезд представителей своих последователей, а также представителей штундистов, баптистов и молокан, с которыми у пашковцев были точки соприкосновения. Заседания съезда были прекращены распоряжением правительства, а Пашков 24 мая 1884 г. по указу императора Александра III (1881–1894 гг.) был выслан за пределы России. Вслед за тем Священный Синод предписал епархиальным архиереям, а министерство внутренних дел – губернаторам следить за распространением пашковского учения. По указу Синода проповедники-пашковцы преследовались, их общины закрывались, организовывались судебные процессы. Об этом свидетельствуют судебные процессы, имевшие место в конце 1880-х гг. и в первой половине 1890-х гг. в Тверской, Новгородской, Ярославской, Московской, Орловской и других губерниях. Однако число последователей Пашкова продолжало расти. К работе привлекались рабочие, ремесленники и крестьяне. Основой пашковского учения является протестантское положение об оправдании верой. Основы вероучения впервые были изложены В.А. Пашковым в письме к ректору Санкт-Петербургской Духовной академии протоиерею Иоанну Янышеву. Письмо было опубликовано в издаваемом академией журнале. С первых строк письма Пашков дает понять, что, не имея богословских познаний, он никогда не брал на себя смелость толковать богословские вопросы, опасаясь ошибок. Поэтому вероучение пашковцев не имело детальной разработки и исходило из того положения, что вследствие грехопадения человек совершенно бессилен своими делами заслужить себе оправдание перед Богом и приобрести спасение. Спасение совершилось Христом на кресте, и все уверовавшие во Христа тем самым спасены. Каждый, уверовавший во Христа, тотчас же получает отпущение грехов и избавляется от вечной гибели. Принявшему в себя Христа и потом согрешившему нужно лишь покаяться – и он тотчас получает прощение. Каждый, принявший в себя Христа, может уразуметь все Священное Писание и толковать его другим. Уверовавший во Христа непременно творит добрые дела, как плоды веры, а мнение, что для спасения нужны и дела, умаляет заслугу Христа. Исходя из этих положений, пашковцы отвергали почитание икон и святых, таинства и церковную иерархию. Богослужение у них сводилось к молитве, проповеди и пению стихов (брошюра: «Любимые стихи»). После смерти Пашкова одним из руководителей движения евангельских христиан становится И.С. Проханов. В 1920-х гг. пашковцы влились в общее движение евангельских христиан. См. также Евангельские христиане, Пашков Василий Александрович.



 
PR-CY.ru