ПАШКОВЦЫ

ПАШКОВЦЫ – одно из течений в протестантизме, влившееся в движение евангельских христиан, последователи религиозной секты в России, обязанной своим возникновением проповеди англичанина лорда Г. Редстока, в 1874 г. прибывшего в Санкт-Петербург и с большим успехом проповедовавшего в великосветском обществе. К числу приверженцев, приобретенных Редстоком в Петербурге, принадлежал отставной гвардии полковник, петербургский аристократ и меценат Василий Александрович Пашков (1834–1902 гг.). Под влиянием Г. Редстока он принял крещение, после этого стал предоставлять свой особняк для молитв и собраний последователей Редстока, проповедовал среди больных, заключенных, затем среди рабочих Санкт-Петербурга и в своих имениях. От его имени секта и получила свое название. В 1876 г. Пашков (вместе с бароном М.М. Корфом) попросил разрешение на учреждение «Общества поощрения духовно-нравственного чтения», задача которого, по уставу, состояла «в доставлении народу возможности приобретать по месту жительства и за дешевую цену книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета и сочинения духовно-нравственного содержания». Общество выпустило в свет более 200 брошюр (некоторые из них выдержали до 12 изданий) ценой от 0,5 до 6 коп.; иные брошюры раздавались даром. Частично брошюры были переводные с английского и немецкого языков, а частью были оригинальными. Их содержанием служили беседы о предметах веры и христианской нравственности, разъяснения текстов Священного Писания, библейские тексты, выдержки из сочинений св. Тихона воронежского и бесед Михаила, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского. Брошюры печатались главным образом в Санкт-Петербурге, но некоторые (очевидно, – по цензурным условиям) были изданы в Одессе и Варшаве. Для распространения брошюр в деревнях общество снаряжало особых книгонош. Согласно более позднему отзыву о пашковских брошюрах Учебного комитета Священного Синода (циркуляр по духовно-учебному ведомству 1888 г., № 3), каждая брошюра в отдельности в большинстве случаев «не представляет непосредственно своего сектантского направления, но когда они читаются в совокупности и в известном порядке, с разложением их по отделам – тогда их сектантское направление и та основная мысль, какая проводится в них, обнаруживаются со всей ясностью. Рассуждая о какой-либо спасительной истине, с одной стороны, сочинители умалчивают о тех сторонах, которыми определяется или обуславливается эта истина, и таким образом проводят в сознание читателя ту односторонность, которой они держатся, как сектанты... Книжки такого направления подготавливают в народной массе почву для устной и живой пропаганды и подают повод и случай для дальнейшего сеяния сектантских заблуждений и односторонностей». Особенно вредными и долженствующими быть изъятыми из употребления среди народа Священный Синод в 1888 г. признал брошюры: «Что такое христианин?», «Радостная весть», «Путь к спасению», «Пастухи и овцы», «Рай и ад», «Христос все во всем», «Слепая девушка и Евангелие», «Встревожился Иерусалим» и др. В.А. Пашков активно публиковал свои статьи в брошюрах, а также издавал в том же направлении журнал «Русский рабочий», в 1875 г. основанный в Санкт-Петербурге Марией Григорьевной Пейкер и прекративший свое существование в 1886 г. Со стороны Синода деятельность Общества вызвала протест, и в 1877 г. Пашкову было запрещено устраивать религиозно-назидательные беседы.

 



 
PR-CY.ru