ПАТРИСТИКА - Страница 3

Не следует также забывать, что именно Египет Павла Фивейского (умер около 341 г.), Антония Великого (около 251 – около 356 гг.) и Пахомия Великого (около 292 – 348 гг.) был родиной христианского монашества. Первые монастыри появились в пустыни, которая и вправду была пустыней. «Фиваида» – не просто название местности в Верхнем Египте, близ другой столицы фараонов – Но-Амон (в греческом обозначении – Фивы). Это – символ другого мира, который был для многих не только столь же реальным, как и мир городов и сел, но в силу особой природы своей реальности более властно воздействовал на воображение и совесть. Так сложились обе силы, на протяжении Средних веков управлявшие умами и сердцами: одна – опирающаяся на все мирское и представляющая позитивный синтез эпохи; другая – противостоящая всему мирскому и представляющая мистические устремления века. После признания христианства в качестве государственной религии наступает «золотой век» патристики (IV–V вв.), период формирования, утверждения и обоснования христианской догматики, а патристика приобретает церковно-политическую направленность. Отцы церкви IV–V вв. – «стражи» церковной ортодоксии; любые попытки произвольного толкования догматов веры встречают их яростное сопротивление. При этом они, как правило, не пренебрегают отдельными элементами античной культуры. Восточные Отцы церкви (Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Псевдо-Дионисий Ареопагит) отличаются большой патетикой, созерцательностью, склонностью к мистицизму, к возвеличиванию человека, а западные (Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский, Аврелий Августин) – уклоном практическим, правоведческим; склоняются к мысли о падшести человека. Патристика этого периода занята систематизацией христианского учения как в восточной (грекоязычной), так и в западной (латиноязычной) частях христианского мира. В противовес иудейскому монотеизму и античному пантеизму обосновывается учение о Троице, о двуединой природе Христа; разрабатываются космологические, антропологические и религиозно-этические проблемы. Исследуется история христианства и создания ее догматики (Евсевий Кесарийский). Иероним Стридонский заложил основы экзегетики (метода токования Священного Писания), создал первую латинскую патрологию (историческую дисциплину, изучающую биографии, сочинения и учения христианских мыслителей). Аврелий Августин (Блаженный), оказавший огромное воздействие на западноевропейскую схоластику, основал христианскую философию истории, исследовал сложный психологический мир верующего человека. Завершается патристика творчеством писателей VI–VIII вв. (Леонтий Византийский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин), которые обрабатывают и систематизируют накопленные понятия. Однако поздней патристике уже присуща застылость, окостенелость мысли – патристика трансформируется в схоластику. Ее основная проблема в это время – проблема Бога как внеприродного и вневременного, но личностного существа, создавшего природу «из ничего» и закончившего творение (в соответствии с ветхозаветным мифом) созданием человека. Важнейшая идея всей патристики – идея сверхъестественного откровения, противопоставленная рационализму античной философии. Среди ее других собственно теологических проблем наиболее важной была проблема соотношения божественного и человеческого начал в личности Христа. Сочинения Отцов церкви в значительной мере составили часть Священного Предания, а христологические споры в патристике привели к формированию идеи Богочеловека.

 



 
PR-CY.ru