Словарь по христианству П ПАТРИСТИКА

ПАТРИСТИКА

ПАТРИСТИКА (от лат. patres – отцы) – термин, охватывающий совокупность теологических и религиозно-философских сочинений христианских писателей III–VIII вв., так называемых «Отцов церкви», а также одна из богословских наук, имеющая своим предметом изучение творений Отцов церкви и систематическое изложение содержащегося в них учения. В христианской церкви название «отца» присваивается еще с апостольских времен. В более специальном смысле название «Отцов церкви» присваивается тем церковным учителям, которые в своих творениях оставили изложение и объяснение христианской веры, принятое церковью к своему руководству. Из ряда Отцов церкви особенно выделяются так называемые «вселенские учители», имеющие наивысший личный авторитет в церкви как оказавшие ей особые услуги защитой, формулированием и разъяснением догматов веры. В Восточной церкви такое название было дано Василию Великому (329/330–379 гг.), Григорию Богослову (329–389 гг.), Иоанну Златоусту (около 344/354–407 гг.) и Афанасию Александрийскому (295–373 гг.). На Западе, кроме того, – Иерониму Стридонскому (около 330/350 – около 420 гг.), Августину Блаженному (354–430 гг.), Амвросию Медиоланскому (340–397 гг.) и папе Римскому Григорию Великому (540–604 гг.). Кроме того, Западная церковь имеет так называемых doctores ecclesiae, к которым причисляются: Лев Великий (конец IV в. – 461 г.), Фома Аквинский (1225–1274 гг.), Бернар Клервосский (1090–1153 гг.; с 1830 г.), Иларий Пиктавийский (310/320 – 367 гг.; с 1852 г.), Франциск Сальский (1567–1622 гг.; с 1875 г.), а также Альберт Великий (1193 или 1206/1207–1280 гг.), Альфонс Лигуори (1696–1787 гг.), Ансельм Кентерберийский (1033–1109 гг.), Антоний Падуанский (около 1195 – 1231 гг.), Беда Достопочтенный (около 672 – около 735 гг.), Бонавентура (1221–1274 гг.), Екатерина Сиенская (1347–1380 гг.), Ефрем Сирин (умер в 373 г.), Хуан де ла Крус (1542–1591 гг.), Лаврентий из Бриндизи (1559–1619 гг.), Петр Канизий (1521–1597 гг.), Петр Хрисолог (около 380 – 450 гг.), Петр Дамиани (1007–1072 гг.), Роберт Беллармино (1542–1621 гг.) и Тереза Аквильская (1515–1582 гг.). Некоторые богословы ограничивают существование в церкви Отцов церкви определенным периодом времени: на Востоке – от начала  церкви до Иоанна Дамаскина, на Западе – до Григория Великого включительно; по мнению других – до XIII в. Ультрамонтанские богословы думают, что папа Римский во всякое время может возвести в звание «Отца церкви» того, кого он признает достойным. Восточная церковь не имеет канонического постановления по этому предмету, но большинство богословов и патрологов думают, что так как церковь всегда одна и та же и всегда обладает одними и теми же благодатными силами, то в ней во всякое время возможно появление лиц, обладающих святоотеческими дарованиями, и которые могут быть признанными в качестве Отцов церкви, по мнению самой церкви. Поэтому-то в русской патристике, например в книге Филарета Черниговского «Историческое учение об отцах Церкви», излагается и рассматривается учение св. Димитрия Ростовского и других, раньше его бывших святых иерархов, оставивших после себя писания. Основное содержание сочинений патристики – защита христианства, разработка догматики, борьба с дохристианскими верованиями (в том числе с иудаизмом) и ересями. Патристика развивалась в борьбе против языческого политеизма, гностицизма, манихейства, влияние которых рождало многочисленные ереси в становлении христианства. Она находилась в сложном отрицающем и утверждающем взаимодействии с античной философией, в особенности с платонизмом и неоплатонизмом. Термин «восточно-христианская патристика» сложился и вошел в обиход уже давно. Его достаточно, чтобы свидетельствовать об общности содержания, по крайней мере, определенной части литературы на греческом, сирийском и коптском языках. Большая часть представителей патристики – епископы; изредка встречаются и миряне (например, Лактанций).

 



 
PR-CY.ru