ПАТРИК - Страница 2

При первой же возможности он рукоположил его в диаконы, а потом – в епископы. Путь от мирянина до епископа Патрик прошел всего за два года. Доскональное изучение монашеской жизни в монастырях Италии впоследствии пригодилось ему в будущей деятельности по учреждению новых монастырей в Ирландии и организации их жизни. Патрику было уже за сорок лет, когда он ощутил себя готовым к миссионерскому подвигу. После смерти в 432 г. св. Палладия, епископа-миссионера в Ирландии, папа Целестин I направил его туда с такой же миссией. В то время на острове уже существовали очаги христианства, но большинство населения продолжало оставаться язычниками. Сначала Патрик встретил большие затруднения, но ему очень помогли знание языка и нравов страны. Ирландцы поклонялись солнцу, луне, ветру, огню и скалам, верили в добрых и злых духов. Магия и жертвоприношения, включая человеческие, были неотъемлемой частью религиозных обрядов, отправляемых местными жрецами-друидами. Хорошо зная об их могуществе и влиянии, Патрик даже не пытался вступить с ними в борьбу. Напротив, он постарался сблизиться с друидами, заслужить их уважение, но вместе с тем в диспутах и священнодействиях сумел показать себя более могущественным и искушенным магом, чем жрецы-друиды. Побежденные Патриком, некоторые вожди из друидов приняли христианство. Вскоре ему удалось с помощью богатых подарков убедить местного короля Лугера позволить христианам открыто исповедовать свою религию. Затем крестился брат короля, который подарил Патрику участок земли в своем поместье под строительство первой церкви. С этого времени проповеди Патрика имели все больший и больший успех. Ирландцы оказались на редкость восприимчивыми к слову Евангелия и принимали крещение целыми семьями и деревнями. Когда христианство утвердилось в прибрежных районах, Патрик двинулся вглубь острова. Слух о нем уже достиг тамошних жителей, и обращение их оказалось более простым делом. Обходя остров, он собирал народ звуками литавр и барабанов и рассказывал людям о жизни и смерти Спасителя. Одних Патрик привлекал к себе кротостью и радостными утешениями, других – подарками. Так, проповедуя, он переходил из одной местности в другую, пока не обошел всю страну. С 432 по 461 гг. Патрик, проповедуя кельтам-друидам Евангелие на севере и западе Ирландии, распространил христианство «вплоть до самых отдаленных пределов страны, за которыми уже не было человеческого жилья и куда никто никогда не приходил, чтобы крестить, рукополагать во священство и совершать таинства». Он сумел обратить в христианство большое количество вождей местных племен вместе с их соплеменниками, основал много церквей, монастырей, монастырских школ и установил церковную иерархию. В 444 г. Патрик основал епископство в Армаге, которое впоследствии стало столицей примасов Ирландии. Поскольку в то время в Ирландии еще не было городов, как в Римской империи, Патрик вначале вместо епископств и приходов учреждал монашеские общины, состоявшие из священников-галлов и священников-британцев, к которым затем добавлялись ирландцы. Со временем он предлагал аббатов отдельных общин посвящать в сан епископов. Немногочисленные дошедшие до нас сочинения святого Патрика являются древнейшими памятниками ирландской письменности. Важнейшее из этих сочинений – «Confessio» («Исповедание»), в которой он объясняет цель и смысл своего служения. Книга является главным источником наших сведений о его жизни. В ней Патрик рассказывает о том, что 12 раз оказывался перед угрозой лишения жизни и несколько раз томился в заключении. «Я боялся, – писал он, – как бы начатый мной труд не стал напрасным». Однако его книга – это не автобиография в строгом смысле слова, так что многие подробности (особенно хронологического рода) остаются непроясненными. К тому же подлинность «Confession» (а также «Epistola ad Coroticum») и даже достоверность существования самого Патрика неоднократно оспаривались.

 



 
PR-CY.ru