ПАТРИАРХ - Страница 8

Получив официально право наследовать по завещанию недвижимую собственность, церковь вскоре вступит в конкуренцию с крупнейшими латифундиями того времени. В 321 г. воскресенье, «день Господа», было официально признано религиозным праздником и днем отдыха, что было благосклонно встречено и христианами, и приверженцами солнечного культа. Высшее духовенство не отказывало императору в помощи. В 314 г. синод епископов, собравшихся в Арле, наказал отлучением от церкви солдат-христиан, которые дезертировали из императорских армий. Однако перенесение столицы на Восток отвечало не только необходимости перенести центр империи туда, где нужно было сдерживать напор персов и готов на границах, но и потому, что на Востоке, особенно в Малой Азии, христиане были гораздо многочисленнее, чем на Западе. В начале IV в. их процент доходил до соотношения 1:2, поэтому император намеревался использовать их в своей политике. Первый камень новой столицы был заложен в 326 г., а огромная статуя властелина, изображенного в виде бога солнца Аполлона, завершила строительство в 330 г. Население же Рима все еще было разобщено язычеством и христианством, а сенатская аристократия в большинстве своем была враждебна новому порядку. Однако римские епископы сумели воспользоваться этой ситуацией, чтобы укрепить свою власть, и не только религиозную, но и политическую и экономическую, вопреки их антагонизму со своими восточными, и в первую очередь константинопольскими, коллегами. Но рассказ о пресловутом «даре» Константина, якобы передавшего будущему епископу Сильвестру обширные светские права над городом и большей частью Северной Италии, начиная с 313 г., был сфабрикован гораздо позже, в разгар каролингской эры. Гонения времен Диоклетиана оставили заметные рубцы. Наиболее спорным оставался вопрос: какой линии держаться по отношению к тем верующим, и особенно тем руководителям, которые добровольно сдали церковное имущество властям, допустив тем самым его уничтожение? Первые стычки по этому вопросу произошли в Египте, где Александрийский епископ Петр (конец 300 г. – 25 ноября 311 г.) был обвинен в чрезмерной снисходительности к отступникам. Но конфликт вскоре перебросился и на Запад, где разгорелся спор между Римом и Карфагеном и бушевал с переменным успехом, перерастая даже в вооруженные восстания. В Северной Африке преследования были особенно жестокими. Выборы Цецилиана епископом Карфагена вызвали споры и были отвергнуты партией ригористов, которая сплотилась вокруг двух нумидийских епископов – Секунда и Доната. По имени этого (или другого Доната, прозванного Великим, если допустить, что речь идет о разных лицах) движение получило название донатистов. Донатисты выбрали в Карфагене другого епископа – Майорина, а сторонники Цецилиана обратились к Константину с просьбой вмешаться. По просьбе Римского епископа Мильтиада (или Мельхиада) император в 313 г. издал эдикт, которым лишал донатистов их культовых помещений и осуждал на изгнание некоторых из их наиболее видных вождей. Однако вмешательство политической власти лишь подогрело недовольство. Образовались две враждующие церкви. К проблеме прощения «предателей» добавились проблемы действенности епископских посвящений в сан, необходимости (или ненужности) второго крещения в случае недостойного поведения отступника. Епископы-антидонатисты отвергли точку зрения их оппонента Киприана и приняли решение римской церкви, признавшей магическую эффективность обряда крещения в нем самом и благодаря ему, независимо от ритуальной чистоты того, кто ему подвергся. Донатисты склонялись к защите африканской традиции и даже добились в 321 г. признания со стороны Константина.

 



 
PR-CY.ru