ПАТРИАРХ - Страница 2

Из комитета старейшин мало-помалу выделяется главный священнослужитель или епископ. Обе эти ступени еще не вполне различимы, однако важно (и это главное в системе управления), что и старейшины, и епископ выводят свою власть уже не снизу, из общины, а из апостольской инвеституры – передачи власти и прав от апостолов. Этот процесс первоначально совершался в Малой Азии. Подтверждение этому есть в легенде о Поликарпе, который, согласно Иренею, будто бы был назначен епископом Смирны Иоанном и другими пресвитерами, которые знали Христа. То же говорили и о Папии, епископе Гиераполя во Фригии. Новые церковные иерархии, возникавшие в лоне христианских общин как на Востоке, так и на Западе, не могли оставаться безразличными к возрождению под влиянием монтанизма милленаристского пророчества (пророчества о «конце истории»). В начале второй половины II в. первые центры нового движения возникли в Пепузе и Тимионе, близ Филадельфии, в Южной Фригии. Лица, которые вели пропаганду идей монтанизма, именовали себя «новыми пророками» в отличие от пророков Ветхого и Нового Завета. Единственность Бога для них – безусловный факт, миссия Христа на земле лишь вторична, а роль духа всеопределяюща. И хотя акцент на функции «духа» в жизни христианских общин сам по себе нисколько не удивителен, но времена были уже не те, что некогда стимулировали обращение к духу. О внутренней жизни монтанистских общин известно очень мало, но известно, что в Александрии египетские монтанисты поддерживали некоторые формы организованного аскетизма, который менее через сто лет, по-видимому, способствовал возникновению монашества. Движение пришло к концу после того, как в первые десятилетия III в. сошли со сцены «новые пророки». Но аналогичное ему движение вновь началось в IV в., после победы Константина, в маленьких, носивших странные названия сектах, которые были уничтожены империей (теперь уже христианской) с той же жестокостью, что и во времена гонений на язычников. В этой борьбе церковная иерархия остро нуждалась в опоре на сильную государственную (светскую) власть. К тому же, во второй половине II в. догматика была еще крайне зыбкой и варьировала от города к городу, от одной социальной и культурной среды к другой. По сути дела, ясновидцы из Пепузы, осмеянные апологетами, не слишком отличались от христиан апостольской эры. Их сближение с такой личностью, как Тертуллиан, нельзя считать случайностью. Монтанизм вновь обретет силу и новое значение в пределах церкви в периоды великих кризисов, в борьбе против примиренцев и иерархии, и так будет вплоть до средневековых ересей катаров, болгарских богомилов, альбигойцев, «спиритуалистов» Иоахима Флорского и апостольских братьев – диссидентов из францисканского ордена. Во II в. большая часть общин подпала под влияние Маркиона, который был сыном епископа г. Синопы, но изгнанный им за свои религиозные идеи. Маркион перебрался в Рим, где был принят собратьями по вере. Создание в дальнейшем целой сети общин, преданных Маркиону (которая удерживалась несколько столетий), побуждало руководителей других общин укреплять свою власть и поддерживать идущую якобы от апостолов непрерывную преемственность. При этом тень, брошенная на часть текстов, происхождение которых возводилось к истокам евангельской проповеди, заставляла острее чувствовать потребность в разработке четкого канона писаний Нового Завета. В тот период, когда христианство начинает превращаться в массовую организацию и все больше воздействует на разнородные слои имперского мира, религии спасения, основанные на языческих культах мистерий, достигают наивысшего развития.

 



 
PR-CY.ru