ПАСТЫРСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

ПАСТЫРСКОЕ БОГОСЛОВИЕ – учение о нравственных качествах и об обязанностях пастыря церкви. Согласно изложению Н.И. Барсова, необходимые личные свойства священника и его обязанности в существенных чертах указаны еще в Священном Писании (особенно в так называемых пасторских посланиях апостола Павла), а затем – в ряде наставлений и правил, установленных вселенскими и поместными соборами. Из отцов церкви многие приводят рассуждения о качествах и обязанностях священника. Таковы, например, сочинения Григория Богослова – «Слово защитительное о своем бегстве в Понт», Иеронима – «De vita clericorum», Амвросия Медиоланского – «De officiis ministrorum», Иоанна Златоуста «Слово о священстве», Григория Двоеслова – «De cura pastorali» и др. Высшие иерархи, часто при первом вступлении своем на святительскую кафедру, имели обычай обращаться к своей пастве со словом, в котором излагали обязанности пастырей (таковы, например, «послания» и «слова» древнерусских митрополитов и патриархов «к попам»). Начало систематизации учения о пастырстве относится ко времени от Карла Великого до XI в. включительно. Церковные постановления относительно пастырей в это и последующее время вызывались, между прочим, и тем, что в Средние века церковные должности, особенно высшие – епископа и аббата, по воле светской власти, занимались (ради почестей и синекур) светскими лицами, отличавшимися чисто мирским образом жизни. Значительнейшее сочинение по пастырскому богословию в это время – «De institutione clericorum» Рабана Мавра. В предреформационный период на Западе уже существовала в школьных курсах «пастырская теология». В позднейшее время обычный состав пастырского богословия таков: сначала трактуется о естественных основаниях пастырского служения, о его всеобщности и о божественном установлении его в христианстве, затем о личности священника – каков он должен быть по своим качествам. Дальше следуют три отдела наставлений пастырю относительно священнослужения, проповеди и пастырского попечения о душах пасомых. Некоторые отделы пастырского богословия являются лишь интерпретацией учения о священстве, излагаемого в догматике, другие близко соприкасаются с литургикой и гомилетикой (разделом пастырского богословия, прикладной богословской дисциплиной, изучающей и разрабатывающей принципы христианского проповедничества). Вообще пастырское богословие в значительной степени имеет характер эклектический: существование его в этом виде объясняется желанием в связном виде изложить учение о священнике, разбросанное в других частях богословия.

 
PR-CY.ru