ПАЛОМНИЧЕСТВО - Страница 4

Несколько позднее Пахомий Серб в житии того же Сергия (около 1440 г.) подчеркивает то обстоятельство, что русский великий подвижник «воссиял не от Иерусалима или Сиона», а благочестие свое воспитал именно «в великой русской земле». С ослаблением паломничества на Восток надолго исчезают из русской письменности и паломнические записки. Лишь во второй половине XVI в. вновь появляются хождения. Чаще всего это – результаты, так сказать, официальных паломничеств, писания людей, которые были посылаемы московским правительством на Восток с поручениями и милостыней. Сюда, прежде всего, относится хождение в 1558–1561 гг. купца Василия Познякова. Его описание иерусалимских и синайских святынь целиком вошло в знаменитое «Хождение Трифона Коробейникова» – наиболее распространенное произведение паломнической литературы, которое с конца XVI в. оставалось в народном чтении, заслонив все, что ему предшествовало, не уступая своего места никаким новым описаниям св. мест. Официальному поручению обязан своим происхождением и известный «Проскинитарий» Арсения Суханова. Руководствуясь побуждениями личного благочестия, совершали свои хождения паломники-писатели Василий Гагара и Иона Маленький. Хотя ими заканчивается ряд паломников-писателей допетровской Руси (изданный А.С. Петрушевичем во Львове в 1872 г. «Путник о граде Иерусалиме, составленный галицко-русским между 1597–1607 гг.» оказывается переводом греческого проскинитария – путеводителя, изданного в 26-м выпуске «Православного Палестинского Сборника», СПб, 1890, а Мелетий Смотрицкий составил «Апологию моему странствованию на Восток», которая была напечатана в Дермакском монастыре в 162 8 г.; в переводе на русский язык издана иезуитом Мартыновым в Лейпциге в 1863 г.), но древнерусский тип паломнического хождения дожил до XVIII в. Паломники 1704 г. иеромонахи Макарий и Сильвестр («Путник» их издан архимандритом Леонидом в «Чтениях Общей Истории и Древностей», 1873; т. III) многое взяли целиком из Трифона Коробейникова. Путешественник 1710–1711 г., старообрядческий священник Лукьянов, уже больше рассказывает о своих личных впечатлениях. Из весьма немногих других паломников-писателей первой четверти XVIII в. выделяется посадский Нечаев. Новое, более сознательное и критическое изучениe православного Востока открывает собой знаменитый пешеходец Григорович-Барский или Василий Киевский, но, главным образом, это изучение принадлежит XIX в. От середины ХVIII в. до нас дошло описание путешествия инока Мотронинского монастыря Серапиона, 1749–1751 г. Царствование Екатерины II с ее продолжительными войнами с Турцией, мало благоприятствовало паломничеству русских людей на Восток. За исключением записок С. Плещеева, случайно посетившего Назарет, к этой эпохе относятся лишь путешествия иноков Саровской пустыни Игнатия и Мелетия. К началу XIX в. относятся путешествие Бронникова, «Путевые записки братьев Вешняковых и мядынского купца Михаила Новикова» (М., 1813). А также анонимные записки, напечатанные в «Северных Цветах» за 1826 г.  и принадлежавшие Д.В. Дашкову. Из русских палестиноведов XIX в. Святую Землю в качестве паломников посещали А.Н. Муравьев, А.С. Норов, архимандрит Леонид, А.В. Елисеев, Т.И. Филиппов. В XIX в. удобства и безопасность путей сообщения привели к сильному росту русского паломничества в Святую Землю. Если в конце XVIII в. ежегодное число русских паломников в Иерусалиме редко превышало несколько десятков, то в 1820 г. оно уже доходило до 200 (в 1840-х гг. – до 400; в 1859 г. – до 950; в 1866 г. – до 1098; в 1869 г. – до 2035; в 1870-х гг. сократилось до 1500 человек, а в 1880 г. вновь возросло до 2009; в 1889 г. достигло 3817, в 1896 г. – 4852). Подавляющее большинство русских паломников принадлежали к простонародью. Больше половины их пользовалось «паломническими книжками», выдаваемыми «Православным Палестинским Обществом». Помимо Палестины, русские богомольцы, предпринимающие паломничество за пределы России, направлялись на Афон и в итальянский г. Бари, где покоятся мощи Николая Чудотворца. См. также Паломник.



 
PR-CY.ru