ПАЛОМНИЧЕСТВО - Страница 3

В небогатой древнерусской письменности крупное значение имели и описания «хождений» в Святую Землю, оставленные некоторыми паломниками. Первым русским паломником-писателем является Даниил-монах, вторым – новгородский архиепископ конца XII в. Антоний, ограничившийся, впрочем, царьградскими святынями. Около 1350 г. совершил паломничество новгородский инок Стефан, который описал или, вернее, перечислил царьградские святыни (описание его путешествия в Иерусалим до нас не дошло). К 70-м годам XIV в. относится «хождение архимандрита Агрефенья обители пресвятой Богородицы», по-видимому, смоленской (издано архимандритом Леонидом в 48-м выпуске «Православного Палестинского Сборника», СПб., 1896). Это первый после Даниила паломник, оставивший нам свое хождение в Иерусалим. К Даниилу Агрефений примыкает и по своему древнему и образному языку (просторечию), по полноте и систематичности изложения, носившего на себе печать свежести и внимательного изучения описываемых мест и предметов. За ним следует дьякон Игнатий Смолянин, ходивший в конце XIV в. в Константинополь, Иерусалим и на Афон. Наряду с паломниками-писателями XIV в. должен быть поставлен новгородский архиепископ Василий, правда, не оставивший описания своих странствий, но несомненно с Востока вынесший свое послание о земном рае. В состав паломнической литературы XIV в. входит еще «Беседа о святынях и других достопамятностях Цареграда», изданная Л.Н. Майковым в его «Материалах и исследованиях по старинной русской литературе» (СПб., 1890). Нравоучительная часть «Беседы», вероятно, взята или переведена из какого-нибудь греческого путеводителя, но сами описания святынь, по-видимому, составляют русское сочинение. С XV в. число путешествий возрастает, и они становятся разнообразнее. Тип рассказов остается еще прежний, но условия странствий изменились, и паломник по необходимости вдается в подробности о самом путешествии, которые в прежнее время всего чаще умалчивались. Первый по времени странник XV в., описавший свое путешествие, был троицкий иеродьякон Зосима, ходивший в 1420 г. в Царьград, Афон и Иерусалим. Зосима доверчиво относился к тому, что рассказывали и показывали хитрые греки (секира Ноя, трапеза Авраамова). Неискусный книжник, он повторял иногда целые фразы из паломника Даниила, но такое списывание было тогда общим правилом. За «Ксеносом» Зосимы следует «Хождение священноинока Варсонофия к святому граду Иерусалиму», открытое Н.С. Тихонравовым в 1893 г. в рукописи первой четверти XVII в. Оно содержит в себе описание двух хождений: одного, совершенного в 1456 г. в Иерусалим из Киева через Белгород, Царьград, Кипр, Триполи, Бейрут и Дамаск, и второго, совершенного в 1461–1462 гг. через Белград, Дамиетту, Египет и Синай; издано в 45-м выпуске «Православного Палестинского Сборника» (М., 1896). Варсонофий – первый из русских паломников-писателей, описавших св. гору Синайскую. После него из паломников допетровской Руси описали Синай только Позняков с Коробейниковым и Василий Гагара, но описание Варсонофия, по точности и обилию приводимых данных, далеко их превосходит. Почти одновременно с Варсонофием, в 1465–1466 гг., странствовал по св. местам гость (купец) Василий, начинающий свой рассказ прямо с Бруссы (издано архимандритом Леонидом в 6-м выпуске «Православного Палестинского Сборника», СПб., 1884). К памятникам паломнической литературы XV в. причисляют «Сказание Епифания мниха о пути в св. град Иерусалим», относимое к 1415–1417 гг. и представляющее собой простой перечень городов по пути от Великого Новгорода до Иерусалима, с указанием расстояния между ними. Его автором считают Епифания Премудрого (издано в 15-м выпуске «Православного Палестинского Сборника»). С половины XV в. в русском паломничестве совершается как бы перелом. Уже прежние «паломники» полны жалоб и негодования на притеснения «сарацын» и «злых арапов». Взятие Константинополя турками окончательно предало христианские святыни Востока в руки «неверных». В тоже время у русских людей возникало, и с течением времени все сильнее разрасталось, представление о великом значении их собственного государства, которое оставалось единственным православным царством, хранящим и самое чистое предание восточного православия, тогда как греки ослабели в вере. Ученик и биограф Сергия Радонежского, Епифаний Премудрый, в начале XV в. ставит ему в особенную похвалу, что он «не взыска царьствующаго града, ни Святые Горы, или Иерусалима, яко же аз окаянный», но находил святость во внутреннем искании Бога.

 



 
PR-CY.ru