ПАЛОМНИЧЕСТВО - Страница 2

Венеции с Левантом доставляли возможность в 6–8 месяцев совершить паломничество, которое до тех пор считалось предприятием весьма продолжительным и крайне опасным. Чтобы предпринять паломничество, требовалось предварительное разрешение духовных властей, которое в конце ХV в. давалось под условием платежа известной пошлины в пользу папы. Пунктом отправления служила Венеция (впоследствии – и Марсель), где паломники запасались путеводителем (известнейший из них – «Peregrinationes Terrae Sanclae», Венеция, 1491), отпускали бороду и облачались в паломническую одежду – калиги, коричневый или серый плащ, греческую шляпу с весьма широкими полями, обыкновенную украшенную раковинами; клюка, сума и бутылка (выдолбленная тыква) дополняли паломнический наряд. К плащу и шляпе паломники прикрепляли красный крест. В Венеции паломник заключал контракт с судовладельцем (патроном), который обязывался не только перевезти его в Святую Землю и обратно, но и сопровождать его в странствиях по св. местам, доставлять ему во время всего пути пищу и защиту, платить за него подати мусульманским властям и т.п. В Венеции существовал известный надзор за судовладельцами, занимавшимися перевозкой пилигримов. Так, в XV в. существовало постановление, в силу которого судно, на котором перевозились паломники, не могло в то же время служить для торговых целей. Посещения святых мест западные паломники предпринимали с Сиона процессиями, во время которых пели духовные песни. Не одна только религиозная ревность, стремившаяся к поклонению местам, бывшим свидетелями Страстей Господних, привлекала паломников в Иерусалим. Были среди них и дворяне, искавшие посвящения в рыцари у Гроба Господня; политические и военные агенты королей, скрывавшиеся под скромным плащом паломника; авантюристы, искавшие оккультических знаний на чудодейственном Востоке; ученые исследователи (так, Юстус Тенеллус и Вильгельм Постель, по поручению французского короля Франциска I, собирали в Палестине рукописи для парижской библиотеки), и, наконец, купцы, посещавшие Палестину с торговыми целями. Среди последних с XVI в. было особенно много англичан и голландцев. Реформация нанесла решительный ударь паломничеству. В 1881 г. во Франции стали ежегодно организовывать паломнический караван в Святую Землю, придавая ему характер приношения покаяния за преступления республиканского правительства против церкви. В состав такого каравана, численность которого нередко доходила до 300–400 чел., входили лица белого духовенства и зажиточные люди ультрамонтанского настроения. С конца 1870-х гг. такие же немецкие караваны устраиваются францисканцами в Вене и Мюнхене. В России паломничество в Святую Землю начались уже в первые времена русского христианства. Около половины XI в. в Палестине был дмитриевский игумен Варлаам (1062 г.). Из вопросов Кирика новгородскому епископу Нифонту видно, что к XII в. страсть к паломничеству до того распространилась, что церковная власть находила нужным воздерживать не в меру ревностных паломников, у которых, по-видимому, составлялось представление, что паломничество необходимо для действительности душевного спасения. Даже у первого русского паломника писателя игумена Даниила (начала XII в.) находим косвенное неодобрение паломничества. Он осуждает тех, которые в своих странствиях «возносятся умом своим, яко нечто добро сътворивше, и погубляют мзду труда своего», тогда как, оставаясь дома, можно лучше послужить Богу. Надо думать, что уже в эту отдаленную эпоху стал складываться тип «калики перехожего», который ходил в Царьград, на Афон, в Иерусалим, потом странствовал по отечественным святыням и, наконец, превращал это странничество в профессию. Трудность и опасность пути заставляла паломников собираться в «дружины». Совершая свой путь, главным образом, через Константинополь, древнерусские паломники заимствовали у западных пилигримов костюм. Калики сыграли на Руси огромную роль в распространении легенд и апокрифической литературы.

 



 
PR-CY.ru