Словарь по христианству П ПАЛОМНИК

ПАЛОМНИК

ПАЛОМНИК – старинное название странников-богомольцев, ходивших на поклонение св. мощам и приносивших оттуда на родину ветку пальмы. Название происходит именно от этой пальмовой ветви, которая в христианской традиции символизирует совершившего паломничество в Святую Землю. Пальмовая ветвь является символом победы Христа над смертью: при въезде Иисуса в Иерусалим встречающие подметали перед ним дорогу пальмовыми ветвями. Первые христиане ветвями пальм изображали мучеников. Набедренную повязку из пальмовых листьев носили египетские отшельники. В России символические пальмовые ветви заменяют ветви вербы. Синоним слова «паломник» – слово «пилигрим» (лат. «странник»), но в духовных стихах и сказках иногда употребляется с дополнительным значением «могучий». В более широком смысле паломник – это человек, следующий прямым и сознательно выбранным путем, в отличие от бесцельно блуждающего бродяги, который стремится к некоторой цели и символизирует стремление к священному. При совершении паломничества на паломника часто налагается ряд запретов и ограничений, вводится особый род одежды и прически. Символы пилигрима: посох, чашка или бутыль, широкополая шляпа. Фляга кентерберийского пилигрима, посох и раковина святого Иакова и ключи св. Петра – знаки паломничества в Рим. Паломничество символизирует путешествие назад к раю или центру и подразумевает особое молитвенное состояние души и соблюдение ритуальной чистоты. Символы паломничества – это одновременно символы восхождения и прохода. Считается, что человек (чужак в мире явлений) совершает поход к своему истинному дому. Всякое паломничество нелегко, что символизирует трудность обретения рая и духовного просветления. Оно может совершаться на деньги и от имени как одного человека, так и общины. В допетровской Руси паломниками назывались также описания хождений к святым местам. Главные центры паломничества – могилы святых и священные горы. Понятие паломничества существует в той или иной форме почти во всех религиях. В христианстве традиция паломничества развивается с IV в. (путешествие св. Елены в Святую Землю, закончившееся обретением и воздвижением Креста Господня). В католической церкви существует понятие великого и малого паломничества. К великому относятся путешествия в Иерусалим к Гробу Господню, в Рим, Компостеллу и Лорето. Под малым подразумевалось посещение местных святынь. В Русской православной церкви сформировался особый тип паломника – «калики перехожего», постоянного путешественника, сделавшего паломничество своим образом жизни. Центрами православного паломничества помимо Святой Земли являются гора Афон, г. Бари, где находятся мощи св. Николая. Помимо этого, распространены местные паломничества. См. также Паломничество.

 
PR-CY.ru