ПАЛЕЯ

ПАЛЕЯ ( от греч. – древний, ветхий) – памятник древнерусской литературы византийского происхождения, излагающий ветхозаветную историю с дополнением апокрифических рассказов. Само название до известной степени указывает на его содержание. Палея известна в двух вариантах: историческая и толковая. Историческая Палея известна в русской письменности в поздних списках XV–XVII вв. и обычно в рукописях озаглавлена иначе: «Очи палейные», «Книга бытиа небеси и земли». Она излагает библейскую историю от сотворения мира до времени царя Давида. Русские списки восходят к южнославянским оригиналам, заключавшим в себе среднеболгарские особенности. Очевидно, этот памятник появился не очень рано, может быть, в конце домонгольского периода, т.е. воспроизводит среднеболгарский перевод с греческого, выполненный в первой половине XIII в. Греческий оригинал существует в рукописях Венской библиотеки. Ни в нем, ни в славянских переводах имени автора нет. О времени происхождения греческого оригинала можно судить по тем авторам и сочинениям (помимо библейских и апокрифических книг), на которые делаются ссылки: канон Андрея Критского, апокрифы, каноны на Рождество Христово и Воздвижение, сочинения Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Иосифа Флавия, житие Моисея. Из этих ссылок видно, что историческая Палея на греческой почве на могла возникнуть раньше IX в. Ее содержание представляет собой краткий исторический очерк ветхозаветной истории с апокрифическими вставками от сотворения мира до царствования Давида включительно (Суды Соломона, легенды о Ламехе, Мельхиседеке, Моисее и др.). Таких вставок, в общем, немного. Например, о Лоте рассказывается, что он, после греха с дочерьми, по приказанию Авраама посадил три головни и поливал их до тех пор, пока они не дали ростков, и таким образом Лот узнал, что грех его прощен. Говоря о Моисее, автор упоминает о том, как фараон, с которого дитя Моисей снял корону, испытывал его, чтобы узнать, сделал он это по неразумию или осмысленно. Моисею подали огонь и драгоценный камень, и он, схватив огонь, показал свое неразумие. Кое-где автор полемизирует, например, произносит проклятие на тех, кто думает, что Адам еще в раю вступил в брак с Евой. Однако в отличие от толковой Палеи в исторической не приводятся толкования и полемические рассуждения: в пространной редакции она сочетает в себе черты хронографа и Палеи, являясь переработкой толковой Палеи с добавлением ряда апокрифов и выдержек из византийских хронографов (например из Хроники Иоанна Малалы). Толковая  Палея – это пересказ книг Ветхого Завета с полемическими и антииудейскими толкованиями, а также с апокрифическими дополнениями и комментариями. Она известна в списках, начиная с XIV в. Списки XIV и XV вв. менее обширны по объему, чем позднейшие (со второй половины XV в.), т.к. в них нет некоторых рассказов об Адаме, Аврааме, Моисее, Соломоне. На греческой почве толковая Палея возникла не раньше VIII в. Ее содержание – ветхозаветная история  от сотворения мира, в одних списках доведенная до царствования Соломона и оканчивающаяся пророчествами пророков и языческих философов о Христе, в других доведенная до Саула, в третьих – до пришествия Христа. Здесь не простое изложение ветхозаветных событий, но пространные богословские рассуждения, раскрывающие их символическое значение в качестве прообраза событий новозаветных, а также обличения евреев и мусульман. Местами историческое повествование прерывается естественнонаучными рассуждениями: повествуя о сотворении мира, автор палеи сообщает самые разнообразные сведения о явлениях природы, о животных, о частях и процессах человеческого тела. Начинается палея «Шестодневом», т.е. рассказом о сотворении мира с обширными толкованиями. Этот «Шестоднев» представляет собой компиляцию из подобных же произведений Севериана Гевальского, Василия Великого, Иоанна, экзарха болгарского, а также из толкований Иоанна Златоуста на книгу Бытия, из сочинений Епифания Кипрского. Но особенно он близок, местами даже буквально совпадая, к «Шестодневу» Иоанна, экзарха болгарского. В изложении событий есть ряд дополнений к Библии, преимущественно в первой части Палеи. Между прочим, здесь вставлены небольшая статья, известная под названием «Лествица», и апокриф «Заветы 12 патриархов».

 
PR-CY.ru