ПАЛАМА Григорий - Страница 5

Таким образом, истинную причину ереси Варлаама нужно видеть в его рационализме, излишнем доверии разуму и в предпочтении логических доводов свидетельству церковного предания. Поводом к борьбе между варлаамитами и паламитами послужили аскетические идеалы византийских исихастов, стоявшие в связи с основными принципами, характером и направлением греко-восточного монашества, но непонятные для богослова-рационалиста и даже показавшиеся странными с точки зрения сторонника философии Аристотеля. Однако воззрения Варлаама встретили в Византии некоторое сочувствие. Это объясняется тем, что почва здесь была достаточно к тому подготовленной предшествующей борьбой двух местных церковных партий – зилотов и политиков, первая из которых защищала интересы монашества, а вторая – белого духовенства. Столкновение этих партий можно наблюдать на протяжении целых веков (VIII–XIV): борьба паламитов с варлаамитами не стояла особняком в церковно-общественной жизни средневековой Византии. Смысл этой борьбы определяется и в зависимости от культурного движения, которое она создала в Византии в XIV в., вызвав значительную продуктивность и философской, и богословской мысли. В 1354 г. Григорий Палама отправился в Константинополь для того, чтобы выступить посредником между Кантакузиным и Иоанном Палеологом, но был пленен турецкими пиратами, которые держали его в плену около года, пока не получили от сербов искомый выкуп за его освобождение. Свой плен он счел уместным случаем для проповеди истины туркам, что и пытался делать, как видно из Послания Фессалоникийской церкви, а также по двум текстам «Собеседований» с представителями из числа турок. Палама считал, что греки должны незамедлительно приступать к обращению турок в христианство. После же освобождения и возвращения в Фессалоники Григорий Палама продолжил пастырскую деятельность в своей епархии до 1359 г. или, согласно новой датировке, до 1357 г. Там его учеником и коллегой стал Николай Кавасила. Сраженный одной из своих давних болезней, которые время от времени беспокоили его, Григорий Палама умер 14 ноября 1364 г. в возрасте 63 лет (или 61 года). Вначале его прославили как местночтимого святого в Фессалониках, но вскоре (в 1368 г.) соборным решением он был официально вписан в календарь Святой Софии патриархом Филофеем Коккиным в лике святителя, поскольку Григорий Палама еще при жизни, согласно его житию, сподобился откровений и имел дар исцеления. Его мощи были положены в кафедральном храме Святой Софии в Фессалониках. После захвата города турками и обращения храма в мечеть мощи Григория Паламы были вначале перенесены в солунский монастырь Влатадон, а затем в митрополичий собор города. С 1890 г. они хранятся в новом кафедральном соборе города, освященном в 1914 г. во имя этого святого.



 
PR-CY.ru