ПАЛАМА Григорий - Страница 4

Второй этап спора совпал с гражданской войной между Иоанном Кантакузином и Иоанном Палеологом. Он происходил между 1341 и 1347 гг., т.к. 15 июня 1341 г. умер император Андроник III Палеолог (1328–341 гг.). В борьбе за власть между великим доместиком Иоанном Кантакузином и великим дукой Алексеем Апокавком патриарх Иоанн Калека поддерживал Апокавка, в то время как Палама – Кантакузина. Между тем в июле 1341 г. был созван еще один собор, на котором Акиндин был осужден. В конце 1341–1342 гг. Палама затворился сначала в монастыре святого Михаила Сосфенийского, а потом (после 12 мая 1342 г.) – в одной из его пустыней. В мае-июне 1342 г. состоялось два собора для осуждения Паламы, которые, однако, не дали никаких последствий. Вскоре Григорий удалился на Ираклию, откуда через 4 месяца был доставлен под конвоем в Константинополь и заключен под стражу в монастырь. После двухмесячного пребывания в храме Святой Софии, где Григорий вместе со своими учениками по праву убежища пользовался неприкосновенностью, он был заточен в дворцовую тюрьму. В ноябре 1344 г. на соборе святителя Григория Паламу отлучили от церкви, а Акиндин, его главный противник, в конце того же года был рукоположен во диаконы и священники. После победы Кантакузина на соборе 2 февраля 1347 г. Григорий Палама был оправдан, а осуждены его противники. Тогда начался третий этап паламитских споров. Главным противником Паламы выступил Никифор Григора. После воцарения Иоанна Кантакузина патриарший престол занял (17 мая 1347 г.) Исидор Вухир, друг исихастов, а Григорий Палама в скором времени был избран архиепископом Фессалоникийским. Зилоты, сторонники Палеологов, препятствовали приходу Паламы, вплоть до захвата Фессалоник Кантакузиным в 1350 г. До этого времени Палама посетил Афон и Лемнос. Попав же в Фессалоники, он смог умиротворить город. Спор с Григорой не прекращался, так что в мае-июне и в июле 1351 г. были созваны два собора, которые осудили его противника Никифора Григору и провозгласили Паламу «защитником благочестия». Таким образом, учение Варлаама как еретическое вызвало осуждение церкви, а учение Паламы и его сторонников был признано согласным с учением церкви. Результаты соборных постановлений выразились в следующих статьях провозглашаемого в Неделю православия Синодика, вошедших в его состав в 1352 г. 1. Анафема тем, которые принимают воссиявший от Господа свет при Божественном Его преображении то за образ и тварь и призрак, то за самое существо Божие, и которые не исповедуют, что Божественный тот свет не есть ни существо Божие, ни тварь, но несозданная и физическая благодать и осияние и энергия, всегда происходящая из самого существа Божия. 2. Анафема тем, кто принимает, что Бог не имеет физической энергии, а одно только существо, и что нет никакого различия между существом Божиим и энергией, кто не хочет думать, что как соединение Божественного существа и энергии неслиянно, так и различие неизменно. 3. Анафема тем, кто принимает, что всякая физическая возможность и энергия Божества есть создание. 4. Анафема тем, кто которые говорят, что если допустить различие в существе и энергии Божества, то значит мыслить Бога существом сложным. 5. Анафема тем, кто думает, что одному только существу Божию свойственно имя Бога, а не энергии. 6. Анафема тем, кто принимает, что существо Божие может быть приобщаемо (т.е. людям), и кто не хочет допустить, что приобщение свойственно благодати и энергии. 7. Вечная память святейшему митрополиту Солунскому Григорию Паламе, который низверг еретиков Варлаама и Акиндина, дерзнувших назвать физическую и нераздельную энергию и возможность Божества, а равно и все физические свойства Святой Троицы созданными, а также привносить учение о платоновских идеях и эллинские мифы.

 



 
PR-CY.ru