Словарь по христианству П ПАЛАМА Григорий

ПАЛАМА Григорий

ПАЛАМА Григорий (1296–1359 гг.) – афонский монах, а позднее Солунский архиепископ, величайший византийский богослов, защитник исихазма. Католические историки часто хотели доказать, что его учение в истории православного богословия было неслыханной новизной и выражало все крайности восточной мистики. Но как показали недавние исследования о нем, Григорий Палама только завершает, творчески обновляет основную линию православного понимания христианства. Это понимание состоит в том, что Бог действительно присутствует в мире, что мы постигаем Его, соединяемся с Ним не путем абстрактных умозаключений, а онтологически (т.е. самим своим бытием). Здесь (в этой защите реального соединения с Богом) и заключен смысл учения Григория Паламы о «божественных энергиях», которыми пронизан мир и благодаря которым мир, не сливаясь с Богом, соединен с Ним. Это течение оказалось главным и самым ценным в духовном наследии Византии. Константинопольские соборы 1351 и 1368 гг., утвердившие паламизм в качестве истинного выражения церковной веры и причислившие к лику святых самого Паламу (его памяти посвящено второе воскресенье Великого поста), являют собой подлинный духовный итог византийского православия. Григорий Палама родился в Константинополе, в аристократической семье, получил хорошее образование. После ранней смерти отца, сенатора Константина, в 1301 г., Григорий оказался под покровительством императора Андроника II Палеолога (1282–1328 гг.). Юноша жил при царском дворе, изучал светские дисциплины и философию у самого лучшего учителя эпохи – Феодора Метохита, видного придворного, филолога и богослова, ректора университета. Считается, что Григорий Палама был лучшим из его учеников. Особый интерес он проявлял к философии Аристотеля. Еще в возрасте 17 лет Григорий прочел лекцию во дворце перед императором и знатными лицами о силлогистическом методе Аристотеля. Лекция оказалась настолько успешной, что в конце ее Метохит воскликнул: «И сам Аристотель, если бы он был здесь, не преминул бы удостоить ее похвалы». Однако около 1316 г., т.е. в возрасте 20 лет, Григорий покинул дворец и философские занятия и удалился на Афон, где предался подвижнической жизни и занятиям тайнозрительным богословием. Здесь он подвизался в келье неподалеку от Ватопеда под руководством преподобного Никодима, от которого принял монашеский постриг. После смерти своего второго наставника, преподобного Никифора, Григорий переселился в Лавру св. Афанасия, где провел три года в качестве регента. Затем, начиная с 1323 г., подвизался в скиту Глоссия. В 1325 г. вместе с другими монахами Григорий покинул Афон из-за турецких нападений. В Фессалониках принял священнический сан, оттуда направился в окрестности города Верии (где, по преданию, проповедовал апостол Павел), основав там отшельническую общину. Григорий все время, кроме участий в общих богослужениях, предавался «умной», т.е. непрерывной безмолвной молитве. В 1331 г., после славянского нашествия, вернулся на Афон, где продолжил отшельническое житие в пустыни св. Саввы на афонском предгорье над Лаврой. Затем на краткий срок Григория избрали игуменом монастыря Эсфигмен, после чего ему пришлось отложить уединение и заняться полемикой с Варлаамом Калабрийским о Фаворском свете. Спор с ним продолжался 6 лет, с 1335 по 1341 гг. Григорий Палама в этом споре отстаивал учение церкви, что этот свет не есть творение, но свет присносущный (т.е. нетварный). По этому поводу в 1341 г. в Константинополе, в храме Святой Софии под председательством патриарха был созван собор, на котором Григорий Палама обличил заблуждение Варлаама так, что тот решил удалиться в Италию. За свою ревность к утверждению православного учения Палама был рукоположен в архиепископа Фессалоникийского и долгое время управлял солунской церковью.

 



 
PR-CY.ru