ПАИСИЙ Ярославов - Страница 4

Вместе с Нилом Сорским Паисий Ярославов, по-видимому, держался более веротерпимых взглядов и в деле о новгородских еретиках. В 1489 г. новгородский архиепископ Геннадий делал попытку привлечь их к борьбе с ересью, – приглашал даже к себе. Неизвестны результаты стараний Геннадия; но, по-видимому, они были не совсем такими, какие желались. По крайней мере, больше не было никаких сношений Геннадия ни с Паисием, ни с Нилом. К ним не обращался и главный противник ереси, Волоколамский игумен: как и Геннадий, он не имел никаких сношений с учеными «старцами». Между тем, оба они не относились к делу безучастно: присутствовали на соборе 1490 г., разбиравшем дело еретиков, – и едва ли даже это присутствие не влияло самым решительным образом на соборное постановление. В самом деле, соборный приговор дал совсем не тот, чего ожидали. Накануне соборных заседаний Геннадий писал добравшимся в Москву иерархам: «Вам, своей братии, пишу, – тех бы всех (еретиков) отец митрополит, да и вы, наша братия, проклятью продали... Дабы о вере никаких речей с ними не плодили». По-видимому, этот взгляд вполне разделялся большинством: по сохранившемуся известию, все иерархи «стали крепко» и единогласно заявили, что «вся: (всех еретиков) сожещи достоит». Что же в результате? Собор проклинает двух-трех попов-еретиков, лишает их сана и отсылает обратно к Геннадию же. О тех, «к кому они приходили в соглашение или кто по них руку держал», или о том, что кого-либо «сожещи достоит», – ни слова. Как произошел такой неожиданный поворот? По упомянутому известию против мнения «всех» восстал митрополит Зосима. Соборный приговор был, собственно, мнением митрополита. Но неужели он один, без сторонников, мог так резко воспротивиться голосу всего собора? Не было ли мнение митрополита поддержано и нашими старцами? И не потому ли Иосиф Волоцкий с такой готовностью заподозрил и Нила Сорского, и его «ученика» Вассиана Патрикеева в ереси? Из собственных сочинений Паисия Ярославова известно лишь «Сказание о Спасокаменном монастыре» (на оз. Кубенском, близ Вологды), составленного на основании монастырских записок и преданий и заключающее, кроме данных из истории обители, сведения о борьбе в этой местности язычества с христианством. Труд не безынтересный в историческом отношении и довольно оригинальный в нашей письменности, послуживший источником многих отдельных житий святых (издан в «Православном собеседнике» 1861, I, 199–214). Что касается второго его труда: «Вьшиси из грамоты к в. кн. Василию Ивановичу о сочетании второго брака», где помещены также послания четырех вселенских патриархов и старцев Святой горы, то он ни по времени, ни по своему содержанию, не мог принадлежать Паисию Ярославову. Специального исследования о нем нет. Отрывочные сведения см.: у Горского, в «Прибавлении к Творениям св. отцев», X, 511–512, и в «Чтении Московского Общества истории и древностей», 1878, IV, 66–68; Ключевского, в «Древнерусских житиях святых», 189–192 и 413–414; Павлова, в его соч. «О секуляризации церковных земель», 11–12 и 38–39. Наконец, у Карамзина, т. VI, пр. 321; Соловьева, т. V, стр. 64, 203, 250, и Строева, в «Списках иерархов», 348. Источник: dic.academic.ru



 
PR-CY.ru