ПАИСИЙ Ярославов - Страница 3

Вопрос о монастырских имуществах имел животрепещущее значение, и отрицательное отношение к нему «старцев», по отзыву современников, было одной из главных причин враждебности к ним таких людей, как Иосиф Волоцкий, а также взаимной вражды «старцев» к «презлым осифлянам». Вместе с проповедью идеально-иноческой нестяжательности, «белозерские старцы» являлись проповедниками большей религиозной терпимости. Это касалось другого чрезвычайно важного общественного вопроса того времени – дела о новгородских еретиках – и более снисходительное отношение к ним «старцев» было новой причиной вражды к ним осифлян. «Старцы» действительно в этом случае столь же резко расходились с господствовавшими взглядами большинства, как и в вопросе о монастырских имуществах. Даже лучшие представители этого большинства, например, новгородский архиепископ Геннадий, собравшимся в Москве для суда над еретиками епископам советовал: «Токмо того для учинити собор, что их (еретиков) казнити – жечи да вешати». Один из современных писателей, Иосиф Волоцкий, тоже доказывал, что «еретика и отступника (речь идет о тех же новгородских еретиках) подобает не токмо осужати, но и проклинати и в заточение посылати и казнем лютым предавати». Белозерские же «старцы» выступили решительными противниками этого сурового взгляда, и в коллективном послании, оставаясь на почве евангельской любви и прощения, по пунктам разбивали приведенные доводы Иосифа. Ссылаясь на «божественные писания», «старцы» Кириллова и всех вологодских монастырей доказывали, что кающихся еретиков церковь не казнит, а приемлет «простертыми дланьми». В ответ Иосифу, любившему ссылаться на Ветхий Завет, «старцы» указывали, главным образом, на Евангелие. Стоя на различных точках зрения, белозерские иноки нередко расходились с большинством современного им духовенства и по другим, более частным, церковным вопросам. Таким, например, был вопрос о «вдовых попах». Известно, что на соборе 1503 г. все вдовые священники и дьяконы были лишены права священнослужения. «Белозерские старцы» во главе с Паисием Ярославовым и Нилом Сорским, присутствуя на соборе, высказались против соборного определения. Взгляды «старцев» поддерживались, однако, и другими лицами. Так, например, ростовский священник Георгий Скрипица также подал протест против соборного решения, – и тоже тщетно. «Старцы» смотрели на дело, однако, вернее, и впоследствии, на Московском соборе 1666–1667 гг., их мнения восторжествовали. Таковы были в общих чертах идеи школы, во главе которой стояли Паисий Ярославов и его «ученик» Нил Сорский. Идеи «старцев», как известно, вызвали сильную полемику. Но в ней не участвовал ни Паисий, ни его «ученик»: она всецело была предоставлена более молодому и энергичному их последователю, Вассиану Патрикееву. Ему, вероятно, и принадлежало все, написанное от имени «заволжцев». И Паисий, и Нил держали себя как бы в стороне. О Паисии Ярославове в этом отношении имеется даже еще меньше прямых известий, чем о Ниле Сорском. Но и дошедшие сведения, при всей их краткости и отрывочности, довольно определенно указывают на симпатии знаменитого старца и солидарность его взглядов со взглядами и симпатиями его «учеников». На соборе 1503 г. Паисий Ярославов вместе с Нилом Сорским выступали первыми смелыми и открытыми противниками монастырских имуществ. По-видимому, на авторитет знаменитых «старцев» более всего рассчитывал опереться Иван III в своей борьбе против вотчинных прав монашества. Оба вождя «заволжцев» призываются на собор, и им предоставляется инициатива дела.

 



 
PR-CY.ru