ПАЛЛАД

ПАЛЛАД (вторая половина IV в. н.э.) – древнегреческий поэт. Считается самым талантливым поэтом IV века. Жил в Египте, в г. Александрия. В Палатинской антологии ему принадлежит 15 эпиграмма (еще 23 фигурируют в антологии под его именем, но истинность авторства не доказана). Его лирика – мужественная, но безнадежная ирония: герой – нищенствующий ученый, обороняющийся сарказмами против невзгод бедности и семейной жизни (жалобы на денежные затруднения и злую жену позже, вплоть до XII в., становятся в византийской литературе общим местом, а творчество Паллада подготовило расцвет византийской эпиграммы в VI в.). Вся известная о нем информация почерпнута из его эпиграмм. В стихах описывается школьный учитель, язычник, смирившийся с жизнью в христианском городе, человек женатый, несмотря на свою склонность к мизогинии (мизогиния – ненависть по отношению к женщинам, женоненавистничество; может проявляться как негативное отношение ко всем женщинам вообще или только к некоторым психологическим или физическим фемининным признакам, в разной степени проявляющихся у разных женщин). Одна из эпиграмм, приписываемая Палладу Максимом Планудом, – это панегирик, составленный по случаю смерти в 415 г. н.э. знаменитой Гипатии, дочери Теона Александрийского. Другая эпиграмма, согласно комментариям к Палатинской антологии, была написана во время совместного царствования императоров Валентиниана и Валента (364–375 гг. н.э.). А третья, описывающая падение Бейрута, не содержит никаких дат. Одна анонимная эпиграмма рассказывает о Палладе, как о поэте с превосходной репутацией. И, тем не менее, Исаак де Казобон отзывается о нем весьма нелестно, называя «versificator insulsissimus» («самый пресный поэт»). Соглашается с этим мнением и шотландский поэт и историк Джон Уильям МакКейл, который пишет: «...Большинство его стихов действительно таковы. В сущности, все, за исключением тех, что пылают дикой яростью, но и это никак не пламя поэзии, а лишь тупое накаливание». В эпиграммах Паллада немного прямых упоминаний борьбы с натиском христианства. В частности, поэт высмеивает его и оплакивает поверженный кумир Геракла. В одной эпиграмме смутно рассказывается о свержении идолов в Александрии в 389 г. н.э., когда патриархом был Феофил Александрийский. Другая эпиграмма еще более завуалировано, но жестоко критикует доктрину воскресения из мертвых. Также у него есть стих, высмеивающий толпы египетских монахов, написанный вполне в стиле реформаторов XVI в. По большей части его симпатии проигрывающей стороне (язычникам) можно проследить лишь в его унылом отношении ко всему остальному. Но сила Паллада как раз и заключается в его критическом отношении к жизни. Он беспощадно срывает покровы с человеческих слабостей и выставляет напоказ низость людей и их страдания. Строки эпиграммы «Падение человека» в равной степени касаются и мучений неоплатонистов, и христианских гонений. По сей день они остаются примером наиболее едкого и жесткого сарказма, когда-либо обращенного к человечеству.

 
PR-CY.ru