Словарь по христианству П ПАВЕЛ САМОСАТСКИЙ

ПАВЕЛ САМОСАТСКИЙ

ПАВЕЛ САМОСАТСКИЙ (по месту рождения в г. Самосаты в Сирии) – знаменитый богослов и еретик III в., антитринитарий, развивавший идеи монархиан. Человек с блестящим светским образованием, он сначала был публичным ритором и софистом в Антиохии, а между 260 и 262 гг. занял епископскую кафедру в Антиохии. Снискав особое расположение пальмирской царицы Зинобии (правившей в то время Сирией), Павел занимал и светскую должность дуценария, дававшую ему возможность жить богато и роскошно. Павел обнаружил дисциплинарное и догматическое свободомыслие: отменил в своей епархии древние церковные напевы, а гимны в честь Спасителя заменил гимнами в честь себя самого. Когда он проповедовал, то позволял себе неумеренные ораторские телодвижения и жесты, требуя рукоплесканий. Позже оказалось, что этот епископ, как выражается один из Соборов, судивших его, «отступил от правила веры, не признавал Сына Божия сошедшего с неба, а учил только о земном Его происхождении». Согласно учению Павла Самосатского, Бог есть единое лицо, причем единство Его никак не может развиться во множество. Поскольку в Божестве нет различия лиц, то Слово и Святой Дух находятся в Отце таким же образом, как разум и дух в человеке. То есть в Боге есть Логос, но этот Логос не есть ипостасный Сын Божий, а есть только заключенное в Боге неипостасное знание. Иначе говоря, это не более чем одно из свойств Бога. Поскольку Логосу подобен разум в человеке, то до воплощения Христа Слова как ипостаси не существовало. Оно имело предвечное бытие только в предопределении Божьем. Когда говорят, что «Сын от вечности», то это означает не более как мысленное существование в Божеском предведении; рождение означает выступление для деятельности. Павел утверждал, что Логос «единосущен» Богу, что Иисус был простой человек; Слово обитало в Нем, как в Моисее и пророках, только в большей степени. Сыном Божьим Он называется потому, что сделался таким через обитание в нем Божественного Слова, еще не означающее, однако, личного единения. Сын Божий явился ипостасно сущим лишь в Воплощении, но нельзя представить, что в момент воплощения возникла особая ипостась в Боге. Водухотворившись в Иисусе, Логос стал обитать в Нем, как в храме, но при этом Иисус и Логос оставались разными лицами. Собственно о воплощении не может быть и речи: это было лишь сосуществование премудрости со Христом. Признавая Христа человеком, Павел допускал только степенное отличие Его от всех предшествующих пророков. Он стоит в более отношении к Логосу, чем все пророки, тем не менее, никакого физического соединения Божества и человека не могло иметь места, потому что Бог и человек во Христе – две раздельные природы и два лица. Между Христом и Логосом могло установиться только отношение соприкосновения в смысле единства знания, желания, действия, но Логос нельзя мыслить как существо, осуществившееся в теле. Это учение Павла Самосатского вызвало три Собора в Антиохии (в 264, 267 и 269 гг.), из которых последний лишил Павла Самосатского епископства. До смерти Зинобии он не оставлял, однако, епископского дома и лишь в 272 г. был удален из него силой. Его учение признано ересью, крещение, совершавшееся им, – недействительным, т.к. названия лиц Святой Троицы он употреблял не в православном смысле. Его ересь, несколько видоизмененная, существовала под разными названиями еще в V в.

 
PR-CY.ru