ПАВЕЛ ДИАКОН

ПАВЕЛ ДИАКОН (около 720 – около 800 гг.) – известный историк лангобардов. Происходил из древней и знатной лангобардской семьи из Фриуле. Прозвище «Диакон» получил, по-видимому, по своему духовному сану. Предполагают, что он был близок к королевскому дому и обучался при дворе короля Ратихиса в Павии, где получил превосходное классическое образование, был придворным писателем короля Дезидерия и учителем его дочери. По ее просьбе Павел написал в 774 г. «Римскую историю», сочинение компилятивного характера, продолжавшее Евтропия в христианском духе до императора Юстиниана I Великого (527–565 гг.). После подавления фриульского восстания лангобардов в 776 г., когда Карл Великий за участие в восстании увез в Галлию как заложника его брата Арихиса, Павел удалился в монастырь Монте-Кассино. В 782 г., во время пребывания Карла в Италии, Павел обратился к нему с просьбой в форме элегии об освобождении брата. Карл заинтересовался Павлом, уже тогда имевшего репутацию ученейшего человека, писателя и поэта, и пригласил его в Галлию. Здесь, в придворной «академии», Павел продолжал литературные занятия (писал церковные гимны, стихотворные послания, акростихи, эпитафии) и стал одним из самых авторитетных ее членов. Через пять лет, в 787 г., Павел получил, наконец, возможность вернуться в монастырь Монте-Кассино, где он прожил последние годы своей жизни, умер и похоронен. В монастыре он и написал (кроме писем, поэтических и чисто богословских сочинений) свое лучшее произведение, задуманное, по-видимому, еще в Галлии, – «Историю лангобардов в 6 книгах» («De gestis Longobardorum libri VI»). Книга выдержала 10 изданий, первое вышло в Париже в 1514 г. При написании этого труда Павел использовал сочинения Беды, Аврелия Виктора, Иордана, Венанция Фортуната, Плиния Старшего, Григория Турского, Оригена, Исидора Севильского, Григория Великого. Многое заимствовал он из сочинения по истории лангобардов Секунда Тридентского (ум. в 612 г.), не сохранившегося до настоящего времени (у Павла имеются на него прямые ссылки: III, 29; IV, 27; IV, 40). Кроме того, источниками Павла были Беневентские и Сполетские анналы и «Liber pontificalis». В «Истории лангобардов» широко использована и устная традиция – исторические народные сказания, родовые предания, героические песни. При этом для ранних периодов истории более широко использована устная традиция, а для поздних – письменные источники и свидетельства очевидцев событий. Историю своего народа Павел начинает с древнейших времен, с момента передвижения лангобардов из Скандинавии в Италию в 568 г. и доводит ее до смерти короля Лиутпранда, т.е. до 744 г., охватывая период почти и два столетия. В труде нет лишь последнего периода истории лангобардов (правлении Ратихиса, Айстульфа, Дезидерия), когда была утрачена политическая независимость этого народа, периода, о котором Павел мог бы писать уже по собственным воспоминаниям. Но этого не случилось.

 



 
PR-CY.ru