ПАВЕЛ - Страница 7

Все они были включены в Новый Завет, и в них можно видеть первую чисто богословскую систематизацию христианского учения. Она отличается такой смелой самобытностью, что даже дала повод немецкой критике видеть в его богословии нечто отличное от первоначального учения Христа – так называемый паулинизм как нечто совсем иное, чем простое христианство. Однако большинство богословов полагают, что это воззрение основывается на недоразумении, смешивающем форму с сущностью, что в действительности в Посланиях апостола Павла первоначальное христианство нашло себе лишь гениальное литературное выражение, и что его благочестие по существу тождественно с благочестием Христа. И хотя Павел не оставил после себя трактата с систематическим изложением своих взглядов, в его Посланиях есть постоянные обращения к сложным догматическим вопросам христианского вероучения, и многое из высказанного им в дальнейшем было принято всей церковью. Прежде всего, была полностью признана великая мысль о равенстве перед Христом иудеев и язычников. Многие иудеи-христиане по-прежнему считали необходимым следовать Моисееву Закону и, по старой иудейской традиции, чуждались необрезанных. Павел же ясно обозначил неприятие этого взгляда. Он писал, что Закон отныне не имеет никакого значения, т.к. спасение идет теперь только от Иисуса, Сына Божьего, воскресшего из мертвых. И это была не просто другая расстановка акцентов, а совсем новый взгляд на природу Христа. Если многие крестившиеся иудеи почитали Иисуса за пророка, который пришел осуществить Закон, то Павел воспринимал Его как Божественное Явление, неизмеримо более важное, чем все, что было раньше до Него, даже Закон. Он первый провозгласил, что вера во Христа важнее Закона, поскольку она одна способна дать человеку спасение. В Послании к римлянам он писал: «Мы признаем, что человек оправдывается верою независимо от дел Закона». И спрашивал: «Неужели Бог есть Бог иудеев только, а не язычников? Конечно, и язычников, потому что один Бог, Который оправдывает обрезанных по вере и необрезанных через веру». Поэтому всякий «кто призовет имя Господа – спасется». Но отчего же иудеи и язычники одинаково грешны перед Богом? Разве не были иудеи избранным народом Божьим и разве не жили они со времен Моисея по предписаниям Завета? Павел отвечал на это, что грех и смерть вошли в мир через одного человека – Адама и были оправданы только смертью Христа. Поэтому и нет большой разницы между жившими по Закону и не знавшими его. В первом Послании к коринфянам Павел писал, что воскресший Христос противостоит Адаму, в лице которого род человеческий подпал под власть смерти. «Христос воскрес из мертвых, первенец – из умерших. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут…» Своим воскресением Христос ведет творение к той божественной полноте, когда Бог будет всячески во всех. В Послании к римлянам Павел писал: «Как одним человеком грех вошел в мир, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили… Но… как преступлением одного всем человекам осуждение, так и правдой одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие… Как грех царствовал в смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим». Таким образом, и иудеи, и язычники до прихода Христа в одинаковой степени расплачивались за непослушание Адама. Вместе с ним они были отвергнуты от рая, от вечной жизни и находились во власти Сатаны. О том, что Сатана есть истинный князь мира сего, не раз вскользь говорил Сам Христос, но это положение осталось у него не до конца разъясненным. Павел, развивая его, связал власть Сатаны над человечеством с первородным грехом.

 



 
PR-CY.ru