ПАВЕЛ - Страница 5

Павел встал среди Ареопага и сказал: «Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел жертвенник, на котором было написано: «Неведомому Богу». Этого-то Бога, Которого вы, не зная, чтите, я и проповедую вам. Ныне Он повелевает всем людям покаяться. Ибо уже назначен день, когда Он будет праведно судить вселенную посредством предопределенного Им Мужа, воскресив Его из мертвых…» Услышав про воскресение из мертвых, греки сразу утратили интерес к словам иноземца, словно он говорил вздор. Некоторые стали насмехаться над Павлом, а другие говорили: «Об этом послушаем тебя в другое время». Большинство ушло, не дослушав проповеди. Но некоторые из афинян все же уверовали во Христа. Среди них был Дионисий Ареопагит и женщина по имени Дамарь. Из Афин Павел отправился в Коринф, поселился у местного иудея по имени Акила и жил, зарабатывая на жизнь изготовлением палаток. Каждую субботу он говорил в синагоге про Христа. Как обычно, евреи противились новому вероучению и злословили его. Тогда Павел, отрясши одежды свои, сказал: «Кровь ваша на глазах ваших; отныне иду к язычникам». Всего он прожил в Коринфе полтора года, и его усилия не остались напрасными: многие коринфяне после его проповедей уверовали и крестились. Совершив все это, Павел и его спутники отплыли в Иудею, а потом вернулись в Антиохию. Однако они прожили здесь совсем недолго. Уладив срочные дела и отчитавшись в Иерусалиме об успехах своей миссии, Павел сейчас же отправился в третье путешествие. Пройдя через всю Малую Азию и навестив христианские общины, организованные им в прежние путешествия, он добрался до Эфеса и задержался там на два года, проповедуя в училище некоего Тиранна. В эти годы он совершил множество чудес и исцелений, но рассказ об этом периоде его жизни в «Деяниях апостолов» очень краток и схематичен. Так, автор ничего не говорит о поездке Павла в Коринф, где между апостолом и основанной им во время второго путешествия общиной произошли разногласия, упоминаемые Павлом в его втором Послании к коринфянам. Подробности размолвки неизвестны, но очень вероятно, что апостола сильно оскорбили, и он, подавленный скорбью, уехал обратно в Эфес. Оттуда он поплыл в Македонию, потом провел три месяца в Греции, посетил некоторые города на азийском побережье и отплыл обратно в Иудею. Несмотря на отдельные неудачи, путешествие Павла было очень плодотворным. Кроме множества обращенных самим апостолом в Эфесе, его учениками были основаны три новые малоазийские церкви: Колосская, Лаодикийская и Иерапольская. Эфес после продолжительного пребывания здесь Павла вообще превратился в один из важнейших центров христианства, затмив в этом отношении даже Антиохию. Ко времени третьего путешествия Павла большинство историков относят его Послание к римлянам – одно из важнейших сочинений апостольского века, положившее основание христианскому богословию. Вообще его значение в этом деле было очень велико: он оказал чрезвычайно большое влияние на развитие христианского богословия. Апостол Павел впервые высказал те мысли, какие впоследствии были раскрыты в Посланиях других апостолов, в Евангелиях и в первых произведениях христианской литературы II в. Под его влиянием в учении об искуплении стояли Ириней, Тертуллиан, Ипполит, Климент Александрийский, апологеты, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст и др. А. Швейцер разработал вопрос о влиянии на самого апостола Павла эллинской философии. Писали о нем русские иерархи и историки церкви: архиепископ Иннокентий, протоиерей Михайловский, А.В. Горский, Артаболевский и др. Однако вопрос о влиянии раввинского богословия на учение апостола Павла во многом остается открытым: его зависимость должна бы сказаться в экзегетическом методе, но при внимательном сравнении раввинских толкований и толкований Павла между ними выясняется существенно различие.

 



 
PR-CY.ru