ПАВЕЛ

ПАВЕЛ – апостол, один из самых почитаемых апостолов в христианстве. В жизни Павла нужно различать: его жизнь как иудея и фарисея; его обращение; его жизнь и деятельность как христианина и апостола. Павел родился около 11 г. в столице Киликии, городе Тарсе, находившемся на границе между Сирией и Малой Азией (Деян. 21:39). Его имя первоначально было Савл (или Саул), видимо, в честь израильского царя Саула, происходившего из рода Вениаминова (Рим. 11:1 и Фил. 3:5). Согласно преданию, он был сыном зажиточных родителей, принадлежащих, по убеждениям, к партии строгих ревнителей иудейского Закона – фарисеев (Деян. 23:6), воспитывался в строгой иудейской вере. Вероятно, за какие-то заслуги его отец или дед получили права римского гражданина (это обстоятельство оказалось полезным для апостола Павла в его миссионерской деятельности). По обычаю того времени Савла латинизировали в Павла. В юности он получил хорошее образование в знаменитой школе Гамалиила, отличавшегося от других законников широтой воззрений, доходившей до признания значения и за языческой литературой. В этой школе Савл не только основательно изучил весь Закон Моисея со всеми тонкостями его талмудического толкования, но и познакомился с греческой литературой, что обнаружилось позже в его знаменитой речи перед афинским Ареопагом, в которой он приводил места из греческих поэтов (Деян. 17). Тарс с давних пор славился производством льна, но обеднел под римским владычеством. В эпоху императора Августа он был еще цветущим городом, а его население составляли, главным образом, греки и арамеи. Это был центр особого культурного спасения, возникшего из почитания древнего бога Тарку, и по уровню образования не уступал Афинам и Александрии. Поэтому Савл хорошо говорил и писал по-гречески, но, скорее всего, изучил этот язык в ходе живого уличного общения, а не путем правильного образования. Все его Послания написаны на греческом языке, но это не классический греческий язык, а живой, разговорный язык того времени, довольно шероховатый. Употребляемая им греческая речь была полна иудаизмов и сирийцизмов, т.е. простонародной и грубой лексики. В его речи встречаются еврейские и халдейские выражения, сказывается влияние иудейской диалектики. Зато его познания в древней иудейской премудрости были безукоризненными. И хотя Павел называет себя «невеждою в слове» (2 Кор. 11:6), это может указывать только на плохое знакомство с литературным греческим языком. Это обстоятельство не помешало ему написать чудный гимн христианской любви, за который известный оратор Лонгин причисляет апостола к величайшим ораторам. Однако волшебное действие речи Павла можно ощутить только в том случае, если читать его Послания вслух, т.к. они предназначались именно для восприятия на слух. Таким образом, условия жизни способствовали становлению будущего апостола тем, что он, во-первых, вышел из недр иудейства и смог основательно узнать жизнь под Законом, во-вторых, быть свободным от национальной иудейской антипатии к языческому миру, какой было проникнуто палестинское иудейство, в-третьих, вырос среди греческой культуры. Согласно принятому обычаю, родители научили Савла ремеслу – изготавливать палатки, и этот навык в дальнейшем оказался очень полезным – именно им он добывал себе пропитание. Сколько-нибудь порядочного состояния отец Савлу не оставил, да и сам он всегда очень мало заботился о приобретении земных благ. Красотой Павел тоже не отличался: был невысокого роста, лысым, невзрачным, неуклюжим и ходил сгорбившись. Более того, в некоторых его Посланиях упоминается о каком-то тяжелом недуге, очень похожем на эпилепсию.

 



 
PR-CY.ru