ПАПСТВО - Страница 9

В Константинополе тогда происходили острые иерархические споры, с помощью которых папство надеялось подчинить Восточную церковь своему влиянию. Дело о низложении патриарха Фотия (858–867 гг.) вызвало спор и возбудило горячую переписку между Римом и Константинополем, и этим было положено начало разрыву между церквами. В 863 г. папа отлучил Фотия от церкви на том основании, что его предшественник был насильственно принужден к отречению. Фотий, в свою очередь, в 867 г. отлучил Николая. Поводом к очередному спору послужил вопрос, в чьей юрисдикции должна находиться Болгария. Эти споры привели к так называемой «фотианской схизме» между Востоком и Западом. Еще в конце V в. возник спор между папой Феликсом II (483–492 гг.) и константинопольским патриархом Акакием (472–489 гг.), сделавший отношения между греческой и римской церквами очень натянутыми. Примирение между Римом и Константинополем состоялось тогда при императоре Юстине I (518–527 гг.), но в XI в. разрыв между церквами завершился окончательно («Великая схизма»). Считается, что в правление Николая I папство достигло вершины (на первой ступени своего развития). Первые преемники Николая I действовали еще довольно удачно. Так, Иоанн VIII (872–882 гг.) распорядился императорской короной после смерти Людовика II Немецкого (849–875 гг.) и короновал Карла Лысого (875–877 гг.), заявив, что располагать императорской короной принадлежит папе. Своими многочисленными постановлениями в пользу епископов он упрочил солидарность интересов папы и епископов, но после его смерти настало глубокое политическое и нравственное падение папства, длившееся почти два века. В Италии усилились раздоры, а папские владения стали предметом феодального раздробления. Поддерживающая папство династия Каролингов стала приходить в упадок. Ее деградация была видна даже по эпитетам, которыми награждались короли. На смену «смелому», «сильному», «великому», «благочестивому», «добродушному» пришли «лысый», «заика», «горбатый», «толстый», «простоватый», «лентяй». Некоторые страдали эпилепсией, а братья Людовик III Косноязычный  (877–879 гг.), Карломан (879–8880 гг.), Карл Толстый (880–887 гг.) и их дядя Людовик Заика (Людовик-Дитя; 898–911 гг.) имели все признаки дебилизма. Нечто подобное творилось и в Папском государстве: папа Мартин I (882–884 гг.) пробыл на престоле всего год и пять дней и умер, поскольку из-за своего образа жизни стал развалиной и заживо разлагался; папа Адриан III (884–885 гг.) оставил репутацию высокомерного, алчного и распутного человека. На папстве отразилась общая разнузданность и в X в.: невежество, безнравственность, грубое суеверие, религиозный индифферентизм характеризуют папство этого столетия. Судьба папства переходит из рук аристократических партий в руки иноземной власти. Большинство пап в промежуток времени с 882-го по 1046-й безнравственны и ничтожны. С 882-го по 962-й гг. папство находилось в зависимости от сполетских и фриульских герцогов, которые вовлекали папство в свои распри. Распутные женщины возводили на папский престол своих любовников. В начале X в. за 8 лет было возведено и низвергнуто 8 пап. Почти всю первую половину X в. престол находится в руках знатных, безнравственных римлянок – Феодоры и ее дочерей Мароции и Феодоры, так что весь этот период получил называние «правление шлюх».

 



 
PR-CY.ru