ПАПСТВО - Страница 8

Однако такие церковные иерархи зачастую мало интересовались вопросами религии, посвящая себя делам мирским и погоней за доходами. Поэтому хроники полны их обвинениями в симонии (торговле церковными должностями), николаизме (предоставлении церковных должностей родственникам),  сожительстве с наложницами. Когда папа Лев III самовольно казнил нескольких римских вельмож, Людовик Благочестивый (814–840 гг.), сын Карла Великого, заставил его смириться. Папы вообще легко пользовались обрядом коронования, стараясь провести то убеждение, что коронование папой необходимо для императора. Но идея о превосходстве духовной власти над светской постепенно становится господствующей. В IX в. папская власть уже настолько окрепла, что Пасхалий I (817–820 гг.) обошелся без утверждения императора. Папа даже принимает на себя роль судьи в делах императорского семейства. Так, в споре сыновей Людовика Благочестивого папа Григорий IV (827–844 гг.) принял сторону Лотаря I (840–849 гг.), выставляя себя посредником, желающим прекратить раздоры. Ему пришлось, однако, столкнуться со стремлениями к независимости, возникшими в среде франкского духовенства. Франкские епископы, освободившись от светской власти, задумали освободиться и от папы и повиноваться только своему франкскому митрополиту. Когда Григорий IV принял сторону Лотаря, местные епископы объявили ему, что откажут ему в послушании, и даже грозили отлучить его от церкви, если он будет упорствовать во вражде против Людовика. Но эти стремления местных церквей к независимости не имели успеха: корбийский аббат Валла поддержал растерявшегося папу, доказывая, что папа есть единый хранитель мира и церкви, что он имеет власть суда над епископами, а сам не подлежит ничьему суду. Это – те же идеи, которые были высказаны в подложном документе IX в. – Лжеисидоровых декреталиях, окончательно подорвавших самостоятельность национальных церквей. Согласно Декреталиям папская власть выше всего на свете: ей должны подчиняться не только митрополиты и епископы, но даже соборы и императоры. Замечательным выразителем стремлений папства в IX в. был папа Николай I (858–867 гг.). В своих многочисленных письмах он высказывал мысль, что папство занимает мировое, центральное положение. Николай I унизил императорскую власть в деле Лотаря II (сына Лотаря I), признав его развод незаконным, показав, что церковь может привлечь к своему суду и коронованных особ. Папа Николай I принудил Лотаря II, правителя Лотарингии, покинуть свою наложницу и вернуться к законной жене Тьетберге. На основании Лжеисидоровых декреталий ему скоро удалось утвердить свою верховную власть над всеми странами Западной Европы. Кроме того, папа стал рассылать во все стороны своих легатов, поставив перед ними задачу учреждать примасов. Он отменил решение одаренного, но слишком независимого архиепископа Хинкмара Реймского, низложившего одного из своих епископов, и отлучил от церкви архиепископа Равеннского за бунт против папской власти. Протест Хинкмара Реймского, пытавшегося отстоять свои права и права своей национальной церкви от притязаний папства, в то время не мог иметь успеха. Достигнув большой силы на Западе, папство заявляет свои притязания и на Восточную церковь.

 



 
PR-CY.ru