ПАПСТВО - Страница 3

Семьдесят лет спустя восточные епископы дали Константинополю, до тех пор подчинявшемуся Гераклийской епископской кафедре, статус и права митрополии над Понтом, Малой Азией и Фракией. В каноне Халкидонского собора (451 г.), подтвердившим дарованные Константинополю права, говорилось, что отцы собора предоставили привилегии епископской кафедре Старого Рима, потому что он был столицей империи, и что поэтому они были бы вправе, если сочтут необходимым, предоставить такие же привилегии Новому Риму. Папа Лев I Великий (440–461 гг.) оспорил этот канон, заявив, что прерогативы Рима восходят непосредственно к апостолу Петру, а не обусловлены политическим положением Рима или решениями соборов. В IV в. восточные епископы апеллировали к Риму лишь в исключительных случаях, однако западные епископы взяли за правило обращаться за решением обычных проблем, касающихся послушания, клира, церковных наказаний и браков, к римскому понтифику. Ответы папы на такого рода вопросы получили название декреталий – официальных посланий, первое из которых было отправлено папой Сирицием (384–399 гг.) в 385 г. в ответ на вопросы епископа Гимерия Таррагонского. На протяжении всего четвертого столетия римский понтифик часто выступал в качестве авторитетного судьи по вопросам веры и церковной дисциплины. Но до конца V в. титул «папа» употреблялся лишь как почетное наименование всех епископов, и лишь с конца V в. он относился, главным образом, к римскому архиепископу. Папа Сильвестр I (314–335 гг.) подтвердил решения первого Никейского собора (325 г.), направленные против арианства. Его преемник, Юлий I (337–352 гг.), руководил через своих легатов Сардикийским собором (343–344 гг.), где он выступил в защиту Александрийского епископа Афанасия Великого (295–373 гг.), осужденного восточными епископами и обратившегося к епископу Римскому, чтобы тот рассмотрел его дело. Данный собор постановил, что «Рим есть престол Петра, к которому должны обращаться все епископы любых провинций». Временами папы уступали в престиже таким великим епископам, как Амвросий Медиоланский (340–397 гг.) или Августин Гиппонский (Августин Блаженный; 354–430 гг.), однако авторитет папства никогда не подвергался сомнению, поскольку он связывался больше с самой кафедрой, чем с личностью конкретного папы. Даже такие папы, как, например, Дамасий I (366–384 гг.), который с трудом контролировал собственную епископию, мог настаивать на примате папской власти, говоря: «Святая Римская церковь превознесена надо всеми другими не постановлениями соборов, но словами Господа нашего, рекшего: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь мою»». В V в. папство еще больше укрепило свое влияние. Папы настаивали на том, что не только епископы, но и вообще все христиане имеют право апеллировать к епископу Римскому. К V в. относится также учреждение института папских легатов. Папы делегировали им свою власть на постоянной или временной основе, делая их своими представителями даже в странах и областях, удаленных от Рима. Несколько случаев применения папской власти в V в. оказались особенно важными для укрепления и развития папства. Так, в начале V в. папа Иннокентий I (401–417 гг.) издал постановление о том, что обычаям, принятым в Римской церкви, должно повсеместно отдаваться предпочтение перед любыми местными обычаями.

 



 
PR-CY.ru