ПЕЛАГИЙ - Страница 2

Местный собор епископов обвинил его в ереси, которое заключалось в следующих положениях: а) Адам умер бы, если бы и не согрешил; б) его грех есть его собственное дело и не может быть вменяем всему человечеству; в) младенцы рождаются в том состоянии, в каком Адам был до падения, и не нуждаются в крещении для вечного блаженства; г) до Христа и после него бывали люди безгрешные; д) закон так же ведет к царствию небесному, как и Евангелие; е) как грехопадение Адама не было причиной смерти, так воскресение Христа не есть причина нашего воскресения. Опровергнутый Августином Блаженным (в двух трактатах) и отлученный от церкви Карфагенским собором (условно), Целестий отправился в Эфес, где ему удалось получить сан пресвитера. Между тем Пелагий приобрел доверие палестинских епископов и был оправдан ими (на двух местных соборах) по обвинению, возбужденному против него Иеронимом и прибывшим из Африки пресвитером Павлом Орозием. Главный обвинительный пункт относился к утверждению Пелагия, что всякий человек легко может быть безгрешным, если только захочет. Его объяснения были найдены удовлетворительными, но окончательное решение дела было предоставлено римскому епископу. Пелагий отправил ему свое исповедание веры, в котором, распространяясь об истинах общепризнанных, обходил сущность спорного вопроса. Но в это время в Карфагене новый собор (416 г.) распространил осуждение Целестия и на его учителя и обратился к папе Иннокентию I (401–417 гг.) за подтверждением своего приговора, которое и получил. Оправдательное послание Пелагия к папе было рассмотрено преемником Иннокентия, Зосимой (417–418 гг.), к которому обратился также и Целестий, прибывший в Рим через Константинополь, где был отвергнут как еретик. В своем письменном заявлении он высказывался смелее и яснее, чем Пелагий, но настаивал на прежнем своем утверждении, что его учение есть дело умственного исследования, а не ересь, т.к. оно не относится к вопросам веры, по которым он заранее принимает все, что принимается папой, и осуждает все, что им осуждается. Такое заявление ученика, вместе с благовидными богословскими толкованиями учителя, побудило папу обратиться к африканским епископам с посланием в пользу обвиняемых. Но африканцы не уступали и на нескольких соборах с участием испанских епископов объявили, что приговор папы Иннокентия был окончательным и не может быть отменен. После некоторого колебания Зосима отказался от своего заступничества, а указом императора Западной Римской империи Гонория (395–423 гг.) были предписаны обычные меры против основателей и приверженцев новой ереси. Папа объявил об ее осуждении в послании ко всей церкви. Несколько италийских епископов не подчинились, в том числе Юлиан Экланский, человек блестящих дарований. Покинув свою кафедру, он стал ревностным толкователем и защитником идей Пелагия против Августина Блаженного, учение которого о непреодолимой благодати и о предопределении он искусно уличал в скрытом манихействе. Преемник Зосимы, Бонифаций I (418–422 гг.), побуждая Августина к усиленной борьбе против пелагианства, старался вместе с тем, хотя и безуспешно, искоренить ересь с помощью светской власти. Сам Пелагий, оставшийся на Востоке, незаметно сходит со сцены; год и обстоятельства его смерти неизвестны.

 



 
PR-CY.ru