ПАХОМИЙ ВЕЛИКИЙ - Страница 4

Более всего Пахомий старался искоренить в иноках грех тщеславия. Так, однажды один монах, ради того чтобы заслужить похвалу Пахомия, работал с особым рвением и сплел вместо одной рогожи две. Узнав об этом, Пахомий сказал братии: «Взгляните на этого несчастного брата! Он потерял сегодняшний труд, т.к. возлюбил славу от людей более чем славу от Бога; он сам себя утомил и душу свою лишил всякого успеха и прибыли». Для уврачевания души этого инока Пахомий велел ему безвыходно сидеть в келье, изготавливая каждый день по две рогожи вместо одной, чтобы он всегда делал по обязанности то, что прежде делал по тщеславию. При всей своей любви к аскетизму, Пахомий не желал, чтобы иноки предавались строгим подвигам по принуждению, а не по собственному влечению. Однажды после долгого отсутствия он возвратился в обитель, где обычно жил. Один молодой монах при встрече пожаловался ему, что с самого дня его отъезда им не давали горячей похлебки. Пахомий отправился в поварню и застал поваров за плетением рогож. Он спросил главного повара: «С какого дня ты не готовил похлебку для братии?» Тот отвечал, что уже два месяца. «Почему ты так поступал, когда устав повелевает давать похлебку братии по субботам и по воскресеньям?» – спросил Пахомий. Повар сказал, что братия из любви к подвигам решила больше не есть похлебки, довольствуясь небольшим количеством овощей и масла. Доставляя братии на трапезу одни маслины и овощи, повара занялись плетением рогож и приготовили их за два месяца 500 штук. Пахомий велел немедленно вынести эти самовольно приготовленные рогожи и сжечь, а поварам строго выговорил за отступления от устава. Одним из главных обетов в правилах Пахомия была совершенная нестяжательность. Вступавшему в общину монаху не дозволялось приносить в монастырь никакого имущества; даже одежда вновь прибывшего раздавалась нищим мирянам. Монахи не должны были иметь ничего собственного: все необходимое иноки получали из общих средств монастыря. Считалось важным преступлением, если кто-то из братии сберегал у себя в келье деньги, хотя бы самую малую монету. Со временем слава Пахомия разнеслась далеко за пределы округа и привлекла к нему толпы учеников. Перед смертью Пахомий Великий препоручил руководство обителями своему любимому ученику Феодору. Умер он сравнительно не старым человеком в 348 г. В созданных им монастырях проживало тогда до семи тысяч монахов, что свидетельствует о большой притягательности монашеской жизни. Основанный (по инициативе Пахомия) его сестрой женский монастырь был организован почти на тех же началах, что и мужские, и подчинен наравне с ними игумену главной Табеннской обители. Такое основание женских монастырей вместе с мужскими было допущено и Василием Великим, построившем в Понте свой мужской монастырь рядом с женским. Женский был основан по инициативе его матери и сестры. Это привело к возникновению так называемых двойных монастырей, где в двух близко друг от друга расположенных зданиях или даже в двух половинах одного и того же здания жили монахи и монахини. Однако подобные монастыри часто вызывали соблазн, что давало повод тому же Василию Великому называть монастыри «вертепами разврата». Позднее из-за этого, после целого ряда предписаний светской и духовной власти, подобные монастыри были уничтожены. Но «вертепами разврата» были не только так называемые двойные монастыри. Тот же Василий Великий говорил о том, что монастыри создают более благоприятные условия для тех, кто стремится к однополой любви. С конца IV в. происходит трансформация монашеской идеологии. См. также Монашество, Монашество восточное, Монашество западное.



 
PR-CY.ru