ПАХОМИЙ ВЕЛИКИЙ - Страница 2

Некоторое время спустя настоятель Хиновоскийской обители отдал ее под руководство Пахомия. То же сделали и пустынники из Монхозины (Тентририйский округ, выше Тавенны). Пахомий основал еще пять монастырей: в Фазе, Тивене, Тисмене, Пахнуме и в Панесе (при жизни Пахомия их число достигло девяти). Кроме того, на другом берегу Нила он основал женский монастырь, первой насельницей которого стала его сестра. Все эти обители находились под контролем одного управителя, носившего титул аввы, которому непосредственно подчинялись игумены отдельных монастырей, и который дважды в год проводил общие собрания (одно для празднования Пасхи, другое – для решения насущных экономических вопросов). Хозяйственной деятельностью заведовали экономы. Все монахи вели одинаковый образ жизни, подчиняясь одним и тем же правилам, одной и той же администрации. С этой целью Пахомий разработал первый в истории монастырский устав, подробно регламентирующий монашескую жизнь. Его устав считается древнейшим писаным уставом монашеской жизни, который быстро распространился в христианском мире. До нас он дошел в редакции Палладия, а в латинском переводе, более пространном, приписывается Иерониму. Дошедший до нас в полном составе Тавеннский устав, вероятно, не принадлежит полностью Пахомию Великому, а дополнен его учениками. Пахомий считал, что уединенный образ жизни непосилен и неполезен для новообращенных аскетов и что к отшельничеству необходима определенная подготовка, которую нужно приобрести новоначальному в ходе совместной иноческой жизни. Поэтому монастырь Пахомия был своего рода воспитательным домом, в который принимали даже совсем несведущих и нетвердых в вере. Под предводительством своих начальников монахи должны были проводить жизнь в молитве, чтении духовных книг и трудах. Общее богослужение совершалось дважды в сутки – днем и ночью. Во всех своих монастырях Пахомий сделал обязательным так называемое богомыслие – т.е. кроме устной молитвы тавеннские монахи должны были совершать еще молитву умную, с непокрытой головой, в знак осознания живого присутствия Бога. В первый и последний день недели они причащались Святых Тайн, причем литургия совершалась обыкновенно соседними пресвитерами, т.к. Пахомий, опасаясь проявления в братии духа любочестия, не допускал, чтобы кто-нибудь из них принял пресвитерский сан, как и сам не принимал его. Кроме того, иноки должны были совершать молитвы перед отходом ко сну и после сна. Чтением монахи занимались в своих кельях в свободное от молитвы и работы время, получая книги из монастырской библиотеки. Пустынножительство монахов по образцу устава Пахомия называется киновийным. Оно сложилось в следующих чертах. Каждый монастырь был окружен замкнутой оградой, внутри находилось 3 или 4 дома, в которых помещалось по сорок монахов, сгруппированных по роду их труда. Монахи поселялись в отдельных кельях (у Пахомия – по три в келье, в других обителях Египта – по два, а в Сирии – по одному). Определенное число таких келий составляло лавру; в каждой было общее место для трапезы и для иных собраний всех монахов. Иногда монахи поселялись в одном здании и составляли монастырь или общежитие в более узком смысле этого слова.

 



 
PR-CY.ru