ПАНТОКРАТОР, Вседержитель

ПАНТОКРАТОР, Вседержитель – одно из наименований Бога, относимое как к Богу-Отцу («Верую во единого Бога-Отца, Вседержителя, Творца небу и земли…» – Никео-Цареградский символ веры), так и к Богу-Сыну. В иконографии (преимущественно раннехристианской и православной) существует извод (т.е. канонический тип изображения) Спаса-Пантократора: Иисус Христос с благословляющей десницей и с закрытой или открытой книгой (свитком) в шуйце, облачен в хитон и плащ-гиматий. Клав на правом плече – знак придворного (патрицианского) достоинства. Клав, в переносном смысле, – символ чистоты и совершенства человеческой природы Спасителя. Сочетание синего и красного цветов в одежде – символ соединения двух природ в единой ипостаси Богочеловека. Раскрытая книга (свиток) содержит слова Священного Писания. Пантократор – наиболее эсхатологически нагруженный образ, т.к. связан с идеей Страшного Суда. Спас на этом изображении всегда тронный. Он – Царь и Судья, восседающий на престоле славы – неотъемлемом элементе иконографии Вседержителя. Его текстовая основа достаточно богата примерами: Пс. 98:1, Откр. 1:8, 4:2–8, 5:1, 29:11–12, Мф. 25:31–33 («Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь… Вседержитель», Откр. 1:8). Пантократор входит центральной иконой в Деисусный чин. Иногда исследователи неверно отождествляли с ним другой извод – Всемилостивого Спаса (Сотера), где фигура Христа пишется в полный рост. В IV–VIII вв. на христианском Востоке хождение получил привычный православным извод богородичного Деисуса с тронным Спасителем, который входил верхним регистром в иконы «Страшного Суда». Но поскольку и Сотер, и Пантократор стали центрами Деисуса, наименование «Пантократор» перешло и на Сотера. Константными признаками извода Пантократора являются следующие: фронтальность фигуры Христа, Христос мыслится сидящим на престоле, длань десницы – перстосложенная, в шуйце – Евангелие. Переменные признаки извода: изображение может быть тронным, поясным, оплечным (на своде куполов храмов), книга или свиток Священного Писания могут быть раскрытыми или свернутыми, тип перстосложения: именословие, двуперстие или так называемое «рогатое» (пальцы разведены). Наиболее известные примеры изображений Пантократора: Тронный Христос с двуперстием на мозаике равеннской церкви Аполлинария Нового (около 500 г.), престольный Спас на миниатюре рукописи Косьмы Индикоплова (IV в.), Спас на престоле с раскрытым Евангелием, двуперстием, крестчатым нимбом на египетской фреске в Бауите (VIII в.), мозаика в храме Св. Софии в Константинополе (VI–IX вв.), мозаика монастыря Хора (ныне мечеть Кахрие Джами в Константинополе – XIV в.), мозаика в Цроми  (Грузия, VII в.) – тронный Спас с крестчатым нимбом, раскрытым Евангелием, именословием, предстоящими ангелами и Этимасией – Престолом Уготованным; деисусный образ в Удабно (Грузия, IX в.), фреска купола киевской Софии (XI в.), икона из Деисуса Благовещенского собора Московского Кремля (Феофан Грек, 1405 г.), «Звенигородский Спас» Андрея Рублева (XV в.), «Спас в силах» из Павлово-Обнорского монастыря (Дионисий, XVI в.). Синонимичны Пантократоры: «Судия мира», Спас тронный, Спас на престоле, Спас в славе, Спас в силах, иногда – Спас поясной и Спас оглавный. Некоторые почитаемые иконы получили индивидуальные имена: Христос Эвергетис (Благодетель) в росписях Боянской церкви в Болгарии (1259 г.), Христос Халкитис (Халкидский) на воротах Халки в Константинополе. С его уничтожения в 726 г. началась эпоха иконоборчества. На Руси известны иконы: «Спас Златые Власы» московского Успенского собора (XV в.) и «Спас царя Мануила» («Спас Златая риза»).

 
PR-CY.ru