ПАНТЕИЗМ - Страница 2

В XVII в. главными представителями пантеизма были Б. Спиноза (1632–1677 гг.) и отчасти Мальбранш (1638–1715 гг.). Б. Спиноза дал пантеизму систематизацию, в которой отождествляет субстанцию с Богом и природой, понимая в этом случае последнюю, правда, как «природу творящую», а не «природу сотворенную», т.е. не как совокупность отдельных вещей, взятых в их отличии от субстанции (Бога), чем, собственно, и обусловлена проблематичность квалификации философии Спинозы как материализма. Его пантеизм оказал влияние на всю западноевропейскую философию и культуру, в частности на немецкую философию конца XVIII – начала XIX вв. (И.В. Гете, И. Гердер, Ф. Шеллинг, Г.В. Ф. Гегель). Отличие немецкого пантеизма от пантеизма Спинозы состоит в том, что второй определял Бога как субстанцию, первый же – как субъект. Тем самым немецкие философы хотели избежать упрека в материализме, в отождествлении Бога с миром. Критикам гегелевской философии, однако, было понятно, что для пантеизма характерна тенденция эволюции к материализму (натуралистический пантеизм) и атеизму. Кроме того, в рамках пантеистического мировоззрения невозможно объяснить происхождение зла, и христианская теодицея оказывается невозможной. Поэтому в западноевропейской культуре, с одной стороны, возникает стремление точнее определить ту форму пантеизма, которая сохраняла бы связь с ортодоксальным теизмом и была бы свободна от опасности соскальзывания к материализму (панентеизм), а с другой стороны, среди самих философов-пантеистов намечается стремление переосмыслить содержание европейской философии с точки зрения ее соответствия христианским принципам (И.Г. Фихте и особенно Ф. Шеллинг в поздний период деятельности). Последняя тенденция окажется наиболее плодотворной в европейской философии XIX–XX вв. (С. Кьеркегор и его «религиозный экзистенциализм»). Однако главный недостаток всякой пантеистической системы заключается в невозможности для нее построить нравственную систему: добро и зло оказываются одинаково атрибутами Божества, и злу приписана божественная природа. Для нравственных предписаний с пантеистической точки зрения трудно найти почву.



 
PR-CY.ru