Словарь по христианству П ПАНТЕИЗМ

ПАНТЕИЗМ

ПАНТЕИЗМ – учение, отождествляющее в известном отношении Бога с миром; религиозно-философская концепция, сближающая божественное и земное, отрицающая какую-либо строгую границу между Богом (богами) и миром. Непосредственного отождествления Бога и мира история культуры практически не знает. В основе пантеизма находится проблема отношения единства к множественности, бесконечного к конечному, с которой приходится иметь дело всякой философии. В современной научной литературе пантеизм понимается как один из принципиальных способов решения вопроса о соотношении Бога и мира, Бога и человека. Хотя термин «пантеизм» появляется лишь в начале XVIII в., можно утверждать, что он был характерен и для многих более ранних периодов истории философии и религиозного сознания, приобретая при этом специфические формы. Пантеизм имеет некоторое сходство с двумя столь противоположными направлениями, как религиозный мистицизм и материализм, между которыми пантеизм и ищет примирения. Однако не все пантеисты отождествляют Бога с миром. Они согласны принять формулу «мир есть Бог», но не обратную: «Бог есть мир», поскольку понятие Бога – более богатое и обширное, заключающее в себе мир, но понятием мира не исчерпывается содержание Бога. Истинной родиной пантеизма считается Индия, в которой две главные индийские системы (веданта и санкхья) одинаково проникнуты пантеизмом; причем, первая имеет большую склонность к мистицизму, вторая – к материализму. В Греции первой пантеистической школой были элеаты, однако рационализм греков не был подходящей почвой для развития пантеизма. В полном расцвете он появляется только в период упадка греческой философии – у стоиков и (в особенности) в александрийской философии, в которой восточные элементы играют значительную роль. В этом отношении особенно замечателен Плотин. Ту же пантеистическую струю легко заметить в гностицизме. Первая крупная пантеистическая система на христианской почве принадлежит Иоанну Скоту Эриугене: его сочинение «О разделении природы» появилось около 865 г. и служило впоследствии источником, из которого черпали многие философы. Для средневековой христианской философии характерен мистический пантеизм (отождествляемый некоторыми авторами с панентеизмом), источником которого стали, прежде всего, сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита. В этой форме пантеизма речь идет не только об укорененности в божестве чувственно-телесного мира, но и о том, что душа верующего погружается в абсолютное и растворяется в нем. В эпоху Возрождения пантеизм получает большое распространение. Хотя традиция мистического пантеизма нашла продолжение и в философии Возрождения (М. Фичино, Николай Кузанский), но инициатива в процессе эволюции религиозно-философского сознания в эту эпоху переходит к натуралистическому пантеизму, в котором все более явственной становится материалистическая тенденция (главный представитель – Д. Бруно).

 



 
PR-CY.ru