ПОПОВ Иван Васильевич - Страница 8

Этот религиозный идеал Афанасия Великого И.В. Попов рассматривает, прежде всего, на примере его учения о блаженном (обоженном) состоянии первых людей в раю, о сущности их грехопадения, об обожении человеческой природы в Лице Иисуса Христа и о спасении. Характеризуя учение Афанасия Великого о состоянии первых людей до грехопадения, И.В. Попов отмечал, что их общение с Богом было не только нравственным, но и «существенным и как бы физическим обитанием в смертной природе человека бессмертного божественного естества», которое обусловливало их бессмертие. Грехопадение обратило первого человека в естественное состояние, лишило его общения «с истинно сущим» и имело следствием смертность и неведение. В Лице Иисуса Христа человеческая природа не только возвратилась в состояние первоначального совершенства, но и достигла наивысшего развития благодаря воссоединению с Божественным Словом. Поскольку Христос соединён таинственными узами со всеми верующими в Него и искуплёнными Им, «все благодатные дары, полученные человеком Иисусом, становятся достоянием всего человечества»: «Искуплённые обожаются потому, что, став причастны Богу в человеческом теле Христа, они сделались носителями Его Духа». Смысл учения Афанасия Великого о спасении может быть выражен краткой формулой: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом», которая многократно в различных видах повторяется в творениях святителя. Отсюда, делает вывод И.В. Попов, борьба с арианством для Афанасия Великого имела исключительно религиозный интерес: признание тварности Искупителя полностью противоречило религиозному идеалу Афанасия Великого, лишало искуплённых участия в божественной жизни. Достижение обожения предполагает помимо изменения человеческой природы вследствие общения с Богом (объективная сторона обожения, в терминологии И.В. Попова) также средства, которыми человек может привлекать Святого Духа и сохранять общение с Ним (субъективная сторона обожения): «В уповании на обожение и на прославление своей природы на небе человек и в настоящей жизни внутренно должен покинуть землю, всё человеческое, отрешиться от данных ощущений и от чувств и умом своим жить на небе в обществе небожителей и в созерцании Бога». В «Житии Антония» Афанасий Великий, по мысли И.В. Попова, изобразил «осуществление своего религиозного идеала, человека, достигшего уже здесь, на земле, возможной для твари меры обожения». И.В. Попов отмечал, что духовное возрастание Антония Великого Афанасий Великий описывает как постепенное приближение его к Богу (обожение) в результате непрестанной борьбы с чувственным вне его (отказ от имущества, удаление от мира), в его теле (усиленный пост, строгое воздержание) и в его душе (очищение от чувств и желаний).

 



 
PR-CY.ru