ОТЦЫ ЦЕРКВИ - Страница 2

В древней истории христианства не было чётких критериев, которым должен был отвечать тот или иной церковный писатель, чтобы он мог быть признан авторитетным выразителем церковного Предания (золотой век Отцов церкви наступил во второй половине IV в.). Выходцы из образованной среды, часто из числа высших чиновников империи, проживавшие некоторое время в монашестве, эти Отцы церкви, бывшие также епископами, становились великими мыслителями и ораторами и одновременно теологами, вовлечёнными в полемику того времени. На Востоке патрология (см. Патристика) как наука сформировалась несколько позже, чем на Западе. Западные патрологи вывели четыре признака, которым должен отвечать церковный писатель, чтобы называться Отцом церкви. Как учитель он должен отличаться необходимой христианской образованностью, обладать глубокими знаниями в области христианского учения, пользоваться авторитетом учителя в делах веры и иметь определённые заслуги в области церковного учительства; он должен быть постоянным выразителем христианского учения. Вторым обязательным условием, свидетельствующим, что человек не только имел правильные богословские взгляды, соответствующие христианской теологической доктрине, но и воплощал их в своей обыденной жизни – sanctitas vitae (святость жизни). В-третьих, это свойство, говорящее о том, что идеи, которые автор выразил в своих трудах, не противоречат Священному Писанию и Священному Преданию и свидетельствуют о христианском характере его творений, его взглядов, его трудов в целом; однако это не значит, что каждая фраза данного автора – это отражение подлинного и глубинного божественного Откровения (см. Откровение религиозное). Это свойство характеризуется как approbatia ecclesiae, declaration Ecclesiae (признание церкви). Таким образом, Отцам церкви персонально не присваивается богодухновенность пророков и апостолов, правда, в церкви их труды называют богопросвещёнными. Наконец, это требование близости того или иного христианского автора к источнику апостольского предания – competens antiquitas (древность). Согласно этому свойству, традиционно период Отцов церкви ограничивают авторами II–III вв. Так, например, последним западным Отцом церкви называют английского иеромонаха-бенедиктинца Беду Достопочтенного (около 672/673 – около 735 гг.). Однако дух патристики периода Отцов церкви продолжал жить вплоть до возникновения схоластики в XII в. На Востоке подобной резкой границы не наблюдалось, по крайней мере, до момента падения Византийской империи в 1453 г. Самыми известными Отцами церкви в католицизме считаются Амвросий (Амбруаз) Миланский (около 340 – 397 гг.), Августин Аврелий (Блаженный; 354–430 гг.), Иероним Стридонский (342 – 419/420 гг.), папа Григорий I Великий (около 540 – 604 гг.). В православии – Афанасий Александрийский (около 297 – 373 гг.), обеспечивший торжество победы православия над арианством, Василий Великий (Кесарийский; около 330 – 379 гг.) и Григорий Нисский (Богослов; около 335 – около 394 гг.), выработавшие учение о Троице, а также Иоанн Константинопольский (Златоуст; между 344/ 354 – 407 гг.), Иоанн Дамаскин (около 675 – до 753 гг.). Наиболее чтимые из Отцов церкви получили наименование учителей церкви.



 
PR-CY.ru